Примерное время чтения: 5 минут
152

Страсти по Конституции

12 ДЕКАБРЯ весь политический бомонд соберется в Кремле, чтобы отпраздновать 9-летие Российской Конституции. Парадокс в том, что многие из тех, кто будет поднимать бокалы во славу Основного закона, явно или тайно вынашивают планы по его пересмотру.

Погонщики "священной коровы"

В РАЗНОЕ время к конституционным поправкам призывали чуть ли не все бывшие премьер-министры - В. Черномырдин, Е. Примаков, С. Кириенко. Последний, например, сразу после отставки С. Степашина и назначения В. Путина и. о. премьера требовал запретить президенту увольнять правительство без согласия большинства Госдумы. Об "усушке" президентских полномочий говорил и мэр Москвы Ю. Лужков. Спикер Совета Федерации С. Миронов выступил с другой скандальной инициативой - увеличить срок полномочий президента до 7 лет. Спикер Госдумы Г. Селезнев следом заявил, что Конституция не "священная корова" и переписывать ее можно и нужно.

Правда, стоило В. Путину год назад сказать о несвоевременности поправок в Конституцию, как многие их авторы вдруг "прозрели". Ставший к тому моменту полпредом г-н Кириенко, по словам его пресс-секретаря, теперь никаких поправок не предлагает. Сергей Миронов тоже сказал "АиФ", что "Конституция свой потенциал еще не выработала. Пока не надо даже говорить о тех или иных изменениях". Хотя, осторожно продолжил спикер, "думать в целом о новых подходах к Конституции надо - все ли там соответствует духу времени?" В итоге центристы, повинуясь воле президента, отложили ревизию на потом. А тех, кто по-прежнему недоволен Основным законом, можно разбить на три основные группы.

Во-первых, коммунисты. В беседе с корреспондентом "АиФ" Геннадий Зюганов был хлесток: "Конституция душит страну, не гарантирует никому никаких прав. Есть свобода волеизъявления, но Дума урезала ее, запретив референдумы. Вся система власти - редкостный урод. Это Конституция самовластия: Кремль - землячество, правительство - семейная вотчина, Дума - штамповочный цех по выпуску законов, Совет Федерации - место почетной ссылки, а не трибуна для выражения интересов регионов".

Во-вторых, правые. Зам. руководителя фракции СПС в Госдуме Борис Надеждин называет две необходимые поправки: "Речь идет прежде всего о парламентском контроле (поправка, позволяющая депутатам расследовать деятельность министров, принята в 1-м чтении. - Ред.). Другая поправка, от Астраханской области, вводит прямые выборы в Совет Федерации - этого добивается и Союз правых сил".

В-третьих, Конституцией довольны не все губернаторы. Например, саратовский Дмитрий Аяцков: "Я бы внес поправку о реальном равенстве субъектов РФ. А то у республик есть президенты и конституции, а у областей - губернаторы и уставы. Нужно убрать эту асимметрию. В стране должен быть один президент. А регионов - не больше 50. Следующая поправка - Президент РФ должен избираться на срок не менее 5 лет. И наконец, надо упразднить Совет Федерации, который сегодня притянут за уши. Как могут люди, за которыми нет избирателей, решать судьбы страны? Нужно оставить Госсовет (Сенат), который будет решать самые важные вопросы - объявление войны и мира и др.".

Посыпется все!

УСЛЫШИТ ли когда-нибудь Владимир Путин эти советы, неизвестно. Похоже, аргументы противников пересмотра Конституции пока кажутся ему более вескими. Среди них Сергей Шахрай - один из авторов текста Основного закона, заслуженный юрист РФ, профессор МГИМО(У).

"Во-первых, одной-двумя поправками не ограничится, посыпется все, - считает он. - Как только вскроешь "ларец" Конституции, в "бермудском треугольнике" - президент, правительство, парламент - начнется перераспределение полномочий. А отбирать их в нашем случае можно только у президента. Страна погрузится в политическую нестабильность...

Во-вторых, реформы можно проводить и не ломая Конституцию. Например, она не предусматривала создания федеральных округов, но они существуют - по указу президента. Кто-то говорит, что Конституция мешает укрупнять регионы. На самом деле для образования нового субъекта РФ достаточно конституционного закона и указа президента. Не мешает Конституция и напрямую избирать членов Совета Федерации".

Сторонники неприкосновенности Основного закона ссылаются на Америку. За 215 лет, в течение которых сменились 42 президента, в Конституцию США внесли всего 26 поправок. А у нас каждый правитель норовил переписать Конституцию под себя. Оттого они у нас именные - ленинская (1918), сталинская (1936), брежневская (1977), ельцинская (1993). Выпали из ряда только Н. Хрущев и М. Горбачев (Ю. Андропов и К. Черненко не в счет из-за краткости правления), но и тот и другой создавали конституционную комиссию для подготовки нового текста - просто не успели принять.

"Надо разорвать этот порочный круг, - заявил "АиФ" один из видных чиновников. И перефразировал известные слова Виктора Степановича: "У кого чешется, чешите в другом месте... Руки прочь от Конституции!"

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно