aif.ru counter
185

Эпидемия "Тату"

Мало кто мог предположить, что нанести существенный удар по ушам и кошелькам западноевропейского слушателя удастся двум 17-летним девочкам, играющим в лесбиянок. Дуэт "Тату" первым из отечественных поп-звезд продал около двух миллионов своих дисков в Европе, получил поддержку влиятельных американских продюсеров, удостоился внимания ведущих западных СМИ, включая каналы СNN, МТV и культовый журнал о музыке "Rolling Stone".

Мало кто мог предположить, что нанести существенный удар по ушам и кошелькам западноевропейского слушателя удастся двум 17-летним девочкам, играющим в лесбиянок. Дуэт "Тату" первым из отечественных поп-звезд продал около двух миллионов своих дисков в Европе, получил поддержку влиятельных американских продюсеров, удостоился внимания ведущих западных СМИ, включая каналы СNN, МТV и культовый журнал о музыке "Rolling Stone".

Анамнез

МАССОВОЕ сумасшествие вокруг "Тату" началось два года назад с психологического эксперимента под рабочим названием "ОРЗ" (так первоначально именовался дуэт). Продюсер группы Иван Шаповалов после окончания Саратовского мединститута работал себе семейным психиатром, отдавая все свободное время доскональному изучению психологии масс. Прежде чем на свет появились "Тату", Шаповалов еще десять лет оттачивал полученные в ходе медицинской практики знания в рекламном бизнесе и политическом пиаре. К созданию скандального дуэта профессиональный психиатр подошел по-медицински ответственно: провел жесткий кастинг претенденток, четко прописал концепцию группы, перечитал запылившиеся конспекты лекций по подростковой психологии. А дальше... Дальше миллионы российских тинейджеров, которые, как говорится в учебниках психологии, склонны к социальным протестам и подражанию, с воодушевлением принялись скандировать: "Я сошла с ума, мне нужна она!"

Учуяв золотую жилу, российское отделение компании "Юниверсал Мьюзик" подписало с "Тату" контракт на издание трех альбомов и, следуя корпоративной политике, показало первый клип группы "Я сошла с ума" своим региональным филиалам, разбросанным по всему миру. Особого ажиотажа среди акул западного шоу-бизнеса клип не вызвал, но в "Юниверсал" на свой страх и риск все же решили выпустить альбом в Европе - сперва на русском языке. Альбом неожиданно "выстрелил", причем даже с б`ольшим грохотом, чем в России.

Диагноз

НЕСМОТРЯ на всю эту псевдолесбийскую свистопляску, в музыкальном плане "Тату" ничего нового и оригинального не придумали. Типичные для танцевальной музыки аранжировки, посредственный вокал, конъюнктурные тексты, легонькие мелодии, самые популярные из которых ("Я сошла с ума", "Нас не догонят" и "Мальчик-гей") были написаны 17-летним Сергеем Галояном на стареньком 486-м компьютере. И хотя звукорежиссеры старались изо всех сил, пропуская голоса Юли и Лены через всевозможные фильтры и компьютерные программы, выйти за рамки одной октавы и верхнего регистра "татушкам" пока не удается.

Совершенно очевидно, что 90% успеха созданного Шаповаловым продукта держится на имидже и правильном маркетинге. Если безголосый "Пьеро" Борис Моисеев со своими охами-вздохами вызывал у молодежи лишь снисходительную улыбку, то "Тату" с их манифестами в защиту однополой любви стали кумирами подростков, а для более зрелых слушателей - этакой легализованной "клубничкой", легкой эротикой с участием девочек-нимфеток. Посему проект "Тату" - явление не столько музыкальное, сколько социальное. Этим массовым психологическим экспериментом Шаповалов довершил, а скорее, довел до абсурда сексуальную революцию в России. На своих концертах "Тату" вытаскивают зрителей на сцену, заставляя обнажаться и целоваться мальчиков с мальчиками, а девочек с девочками. "Нарушение табу ведет к повышенному интересу со стороны общества" - это правило психологии давно и успешно используют во всех сферах шоу-бизнеса.

Эпикриз

ПОКА компания "Юниверсал" таскалась с первым синглом русского дуэта по всему миру, клип "татушек" попался на глаза вице-президенту крупнейшего в Америке звукозаписывающего лейбла Interscope Records. Послушав "Тату", продюсер Тревор Хорн, известный по работе с группами "Пет Шоп Бойз" и "Симпл Майндс", решил, что "сапоги хорошие, надо брать!". В первую очередь для позиционирования группы на западном рынке продюсерам пришлось изменить транскрипцию ее названия. Проект "Tatu" на Западе уже есть, поэтому после каждой буквы решено было поставить точки ("t.A.T.u."). Девочек приодели, причесали, нашли им классных живых музыкантов (одно из главных требований западного шоу-бизнеса), композитора для подготовки следующего англоязычного альбома, доработали аранжировки старых песен. В общем, для захвата пуританской Америки подготовились, как могли. В начале декабря альбом "t.A.T.u." "200 km/h in the Wrong Lane" ("200 км/ч по встречной полосе") выходит в США, Канаде, Англии, Германии, Австрии, Швейцарии, Ирландии, Австралии, Новой Зеландии, Японии и России. Продержится ли "t.A.T.u." в мировых чартах хотя бы год, пока неясно. Радует уже то, что в России наконец научились создавать музыкальные проекты, которые можно успешно продавать наряду с такими брендами, как Бритни Спирс или Кристина Агилера. Для российского шоу-бизнеса успех "Тату" на Западе - реальный шанс пустить корни на мировом музыкальном рынке.

Пара милых подростков поет одурманивающие песенки о жизни геев и лесбиянок, при этом застенчиво отрицая слухи о том, что они сами лесбиянки. Лена Катина и Юля Волкова - настоящие трудяги. Из-за их песни "Все, что она сказала" (английская версия песни "Я сошла с ума". - Авт.), чем-то похожей на творчество группы "А-hа", в России разразился настоящий скандал. К сожалению, "t.A.T.u." верят, что играют настоящий рок, а это очень грустно.

Журнал "Rolling Stone", октябрь 2002

Анекдот в тему

Борис Моисеев и Николай Трубач, узнав о феноменальном успехе дуэта "Тату", решили создать свой проект "Тот того".

Смотрите также:

Актуальные вопросы

  1. Что будет, если не заплатить налоги до декабря?
  2. Что за «налог на колбасу и сосиски»?
  3. Стоит ли сейчас брать кредит на покупку машины?