aif.ru counter
112

Морис Бежар: "Балет - это опера для глухих"

Об этом легендарном танцоре и балетмейстере говорят, что он перевернул обычные представления о балете, сломал консервативные устои хореографического искусства ХХ века. Сам Морис Бежар тоже считает себя бунтарем. И утверждает, что бунтарство ему привили русские педагоги.

ОБ ЭТОМ легендарном танцоре и балетмейстере говорят, что он перевернул обычные представления о балете, сломал консервативные устои хореографического искусства ХХ века. Сам Морис Бежар тоже считает себя бунтарем. И утверждает, что бунтарство ему привили русские педагоги.

Неумный танцовщик - марионетка

- ЕСТЬ анекдот: "Тонул "Титаник". Не погибли только двое: политик, потому как был говно, и балерина, потому что глупа, как пробка". Вас задевает, что танцоров считают не очень умными людьми?

- Конечно же. Когда мы говорим о посредственном, энергетически блеклом танцоре, это утверждение имеет право на жизнь. Но кто у вас здесь, в России, рискнет назвать Уланову или Плисецкую глупыми?! Я часто вспоминаю остроумную фразу Майи: "В балете гораздо важнее голова, чем ноги и шея". Утверждаю со всей ответственностью: все танцоры, ставшие всемирно известными, были людьми умными. Хорхе Донн, Сильви Гиллем, Анжела Альбрехт, Иветт Шовире - у всех у них в голове работал компьютер, в памяти которого хранились практически энциклопедические данные: мировая литература, музыка, живопись...

Быть глупым, как пробка, и эффектно станцевать сложнейшую партию невозможно. Неумный танцовщик - как марионетка. А нужно танцевать чувствами. Ненапрасно одну французскую приму-балерину "Гранд-опера" критики называли "Мудрорукой". Умного танцовщика окружает некая аура, порожденная душевным миром. Театральная сцена - единственное место, где не стыдно и не страшно обнажать свою душу... И тогда балет становится мистерией...

- Марис Лиепа заметил в одном интервью: "Когда поднимаешь партнершу, тяжел не вес, а характер".

- (Смеется.) Точное определение. Психологическая несовместимость танцоров - большая беда и проблема для постановщика. В моих спектаклях всегда присутствует эротика. Там такие поддержки, где соприкасается ВСЁ! Поэтому танцоры должны нравиться друг другу, испытывать легкое возбуждение при соприкосновениях, иначе ничего не получится. Я всегда пытаюсь заочно немножко влюбить будущих партнеров друг в друга. Тогда моя задача облегчается. Я говорю: "Хотите научиться отлично танцевать - научитесь смотреть в глаза друг другу". Хорошая пара становится единым целым. От отношений партнеров зависит и простая безопасность. В балетном мире ходит много слухов: если танцор ненавидит балерину и всеми силами хочет разорвать дуэт, он может "случайно" неудачно поймать ее в прыжке.

- Почему, по-вашему, Цицерон сказал, что ни один здравомыслящий человек не будет танцевать?

- Видимо, великий оратор забыл одну вещь: в начале было не слово, а жест. Жест понятен всем без исключения. Именно поэтому балет называют оперой для глухих.

Пробуждаю генетическую память

- В ВАШЕМ всемирно известном "Болеро" есть что-то первобытно-ритуальное...

- Я горжусь этой постановкой. "Болеро" - пожалуй, единственный в мире балет, где заглавную партию может исполнять и мужчина, и женщина, без каких-либо корректировок из-за пола танцовщика.

Что же касается вашего вопроса, то я внимательно изучал и изучаю культуры Древнего Востока и Африки. Всегда делаю ставку на ритм древних ритуальных танцев. Этот ритм напоминает биение сердца. Именно поэтому древние танцы гипнотизируют, почти вводят в транс... Да, сейчас мы живем в цивилизации. Но есть еще генетическая память, и именно она просыпается, когда люди смотрят мои балеты.

- Вы - первый балетмейстер, который вывел танцоров на стадионы, расположив рядом с ними хор, оркестр. В ваших балетах артисты кричат, поют, читают стихи.

- Мне скучно ставить обычные балеты. Я всегда мечтал создать синтетический балет, где танец, пение, музыка, пантомима, поэзия будут занимать равное место.

Меня часто называют самым эпатажным постановщиком балетов. Но как еще, если не с помощью эпатажа, привлечь внимание к таким важным вещам, как ядерная угроза, загрязнение окружающей среды, СПИД? Я оскорбил консервативное сознание, когда к рукам умирающего лебедя привязал консервные банки. Но добился главного - люди задумались над экологической проблемой: лебедь умирает не от колдовства и не от стрелы, а от воды, загрязненной нефтью. Мой балет о матери Терезе, посвятившей свою жизнь помощи нуждающимся, был создан для того, чтобы все заметили наконец: в этом мире - огромное количество бедных людей, и их гораздо больше, чем богатых. А проблема СПИДа? Я поставил балет на эту тему на музыку "Queen". Фредди Меркьюри не смог уберечься от этой страшной болезни, так что говорить о молодежи, которая употребляет наркотики? Часть денег от выступлений я всегда передаю больным и бедным. Моя обязанность гражданина мира не только услаждать взор людей, но и заставлять их задумываться над тем, что происходит на Земле.

- Господин Бежар, как чувствует себя человек, родившийся 1 января?

- Когда я был маленьким, день рождения всегда повергал меня в грусть. Моя сестра готовила для гостей праздничный стол. Но... Из-за обычных новогодних хлопот никто не воспринимал мой день рождения как праздник. Но самая большая проблема была, пожалуй, в том, что и на Новый год, и на день рождения я получал только один подарок...

Смотрите также:


Актуальные вопросы

  1. Какие страны дают паспорта в упрощенном порядке и кто их может получить?
  2. Чего ждать от погоды после майских снегопадов?
  3. Кто станет премьер-министром Великобритании после отставки Мэй?