28

Хосе Каррерас: "Я выл, как койот"

На минувшей неделе великий певец, командор Ордена искусств и литературы, кавалер ордена Почетного легиона Французской Республики, "Каммерзонгер" Венской оперы дал два концерта - в Москве и Санкт-Петербурге, а также побеседовал с нашим корреспондентом.

Первый акт

В ВОЗРАСТЕ 28 лет Хосе КАРРЕРАС покорил главные сцены мира - выступил в "Ла Скала" в Милане, в "Метрополитен-опера" в Нью-Йорке, в Венской опере, в "Ковент-Гардене" в Лондоне... Сегодня дискография великого певца составляет 150 золотых и платиновых дисков. Он - командор Ордена искусств и литературы, кавалер ордена Почетного легиона Французской Республики, "Каммерзонгер" Венской оперы. На минувшей неделе он дал два концерта - в Москве и Санкт-Петербурге.

- Мария Каллас несколько раз теряла голос, и это повергало ее в отчаяние. Но она продолжала выступать - контракты были подписаны на месяцы вперед. И - парадокс! - публики на концертах не становилось меньше. Позже Каллас скажет: "Я поняла, что главное - не голос, а душа". Если бы вы потеряли голос...

- О-о, сохрани Господь! Я забочусь о своем голосе каждую минуту. В моем доме постоянно невыносимая жара. Кондиционеры - это роскошь для тела, но риск для голоса. Поэтому, к сожалению, у меня в гостях редко кто задерживается. Но жара хорошо влияет на мои связки.

- Да-да, насчет потери голоса, конечно, тьфу-тьфу. Это наша русская примета - чтобы отвести зло, надо поплевать трижды через левое плечо и постучать по дереву. Но я закончу вопрос. Хватило бы у вас души, чтобы выступать без былого голоса? Какого она у вас размера, душа?

- Это немножко провокация, этот ваш вопрос. Если я скажу, что душа у меня размера ХХХХL (у нас это 58-й размер. - О. Ш.), т. е. очень большая и ужасно толстая, то читатели сочтут меня самовлюбленным. Что же касается Марии Каллас... Душа или то, что мы называем душой, - это мотор, который вырабатывает эмоции. Поэтому я назвал мою автобиографическую книгу "Петь от души". А голос - это не более чем инструмент. Поэтому именно душа - самое важное для певца.

- Значит, великим певцом можно стать, не имея голоса?

- Великий Пьетро Масканьи говорил: "Чтобы быть хорошим певцом, вам также необходим голос". То, что мы называем талантом артиста, есть хорошее чувство стиля, интуиция и физическая выносливость. Все это в комбинации - харизма, очарование голосом. Может быть, у другого голоса есть большие возможности, диапазон. Но если его душа - пустышка, его пение не западет в душу.

- Театр - это жизнь понарошку, иллюзия, а наша душа - не часы. Как же подстроить, чтобы нужные чувства вспыхнули к началу следующей по программе арии? Душевный порыв можно сымитировать?

- Я исполняю на концерте 15-20 арий, и мое сердце, конечно, не может автоматически включать нужные импульсы. Здесь все сложнее. Если вы заметили, я после каждой песни ухожу за кулисы. Там 2-3 секунды думаю об арии. Душа - это большой сундук или сейф, в котором копятся переживания, которые я когда-либо испытывал.

- А что делать, если в опере идет речь о том, чего с вами не происходило?

- Артист должен испытать много страданий, может быть, даже тяжелую болезнь... Необходим опыт несчастной любви. И если ты не испытывал эмоций своего героя, то можно хотя бы представить их - проведя параллели со своей жизнью.

В конце первого акта великий тенор исполнил "Плач" из "Арлезианки" - он посвятил эту арию памяти погибших на подводной лодке "Курск". Каррерас пел с таким драматизмом, что люди застыли, увидев эту страшную боль. Когда стих последний звук "Плача", зал секунду молчал. Потом - оглушительный и несмолкаемый взрыв аплодисментов. Объявили антракт, занавес закрылся, а мы еще несколько секунд сидели на своих местах. На глазах у многих были слезы.

Едва Каррерасу исполнился 41 год, он попал в больницу. Диагноз - как приговор: острая лимфатическая лейкемия (белокровие). Жить оставалось максимум 5 лет. Могла помочь пересадка костного мозга. Шанс выжить - 1 из 10.

На лечение лейкемии уходят годы... Но Каррерас через 2 года после страшного приговора дал концерт в испанском городе Мерида. Билеты раскупили за один день.

- Во время болезни вам помогала не сдаваться музыка русского композитора Рахманинова...

- Когда вы влюбляетесь в человека, вы не можете объяснить, почему. Алхимия какая-то. То же самое я могу сказать о великом Рахманинове. Я слушал его произведения и раньше, но в особой эмоциональной ситуации, во время душевного потрясения (извините, я не хочу говорить о болезнях физической оболочки), именно музыка Рахманинова не дала мне упасть духом. Болезнь легко можно перенести, но если ваш дух подорван, вы не сможете выжить.

Второй акт

В ПОСЛЕДНЕЕ время на голову Каррераса обрушивается масса критики. В основном усердствуют малоизвестные композиторы, которые говорят, что "у Каррераса резкими были переходы от piano к forte", что "в "Африканке" Мейербера голос певца явно вибрировал"... На концерте в Кремле вместе с Каррерасом пела наша соотечественница Елена Кононенко, победившая в прошлом году на конкурсе камерной музыки "Романсиада". Некоторые журналисты успели покритиковать и Кононенко: "Она пела много и плохо". На самом деле Елена пела прекрасно. Великий тенор не скрывал, что восхищен своей партнершей.

- Вы достигли того уровня известности, когда уже можно не петь на концертах - люди все равно придут.

- Наверное, вы мне сейчас сделали комплимент?.. Но он мне немножко не нравится... Я хочу, чтобы мои зрители услышали оперу, а не рассказ старого генерала о былых похождениях.

- Вас обижает критика? По-моему, в последнее время она особенно обозлилась на вас...

- Вы слишком молоды, чтобы помнить, что писала пресса 20 лет назад. Тогда меня тоже критиковали, как, впрочем, и мистера Паваротти, и мистера Доминго. Если мое имя можно, конечно, поставить рядом с их именами. Почему-то считается, что, если артиста облить грязью, он разозлится и сразу сделает что-то гениальное. Но это неправда. Когда людей обижают до глубины души, у них опускаются крылья. Но ты пересиливаешь себя, выходишь на сцену. И горящие глаза зрителей - это спасение.

- Артист когда-нибудь становится свободным?

- Быть свободными с самого начала могут люди, которые ничего в жизни не хотят. Иногда я делаю что-то, зная, что это неправильно и что я так не хочу. Но делаю все равно - в жизни нужно уметь маневрировать. Хотя певец, думаю, может научиться говорить "нет": когда он выходит на определенный уровень - сказав для этого много и много раз "да".

- По словам Монтсеррат Кабалье, сама она обожает музыку Рихарда Штрауса, но ее голос жить не может без Беллини.

- Монтсеррат всегда была большой шутницей. У меня нет таких расхождений. В опере мой интеллект делает выбор в пользу Джованни и, конечно, Верди. Из 27 опер Верди я спел 21. А мои любимые партии - Рудольф из "Богемы", Ричард из "Бала-маскарада" и дон Хосе из "Кармен". Характер этих героев - мой характер.

- Николай Басков, молодая российская звезда оперы, очень гордится, что вы были его личным наставником.

- Я никогда не был личным учителем мистера Баскова. Николай посещал мастер-класс, в котором преподавали известные артисты, в том числе иногда и я. В классе сидит 40-50 человек, и у тебя 30 минут, чтобы их научить чему-то, передать свой опыт... Для меня это не мастер-класс, а супермаркет... Только на индивидуальной основе можно передать ученику опыт.

- Но вы говорили Баскову, что восхищаетесь его вокалом?

- Я не помню, чтобы я восхищался вокалом мистера Баскова, но у меня была возможность услышать его однажды - он выступал в нашем университете. Мне кажется, у него хороший голос и он действительно хороший человек. Может быть, мне бы и хотелось помочь ему, дать какие-то советы, но у меня никогда не было возможности пообщаться с ним лично.

- Николай Басков вносит в оперу элементы современной музыки. Эти два понятия совместимы?

- Давайте смотреть правде в глаза - и мистер Доминго, и мистер Паваротти, и я делаем записи современных песен. Но на протяжении стольких лет мы пели оперу и в опере. Можно петь классику, можно - эстраду, но я не могу понять гибрида оперы и поп-музыки.

Выход на бис

- Помимо музыки вашим увлечением является футбол. Я знаю, вы бросаетесь стульями, когда голкипер вашей любимой команды пропускает мяч...

- Да-да, я очень переживаю за "Барселону" и злюсь на ее противников. Все знают, где искать Хосе, если меня нет в театре и дома. Я на стадионе. Обожаю петь на матчах гимны вместе со всеми болельщиками. У меня есть несколько красно-голубых кепочек, я их надеваю, отправляясь на стадион.

- Ваш друг Паваротти, наверное, вряд ли поддерживает вас в любви к "Барселоне"?

- О-о, это очень больной вопрос. Лучано болеет за свой родной итальянский "Ювентус", а Пласидо поддерживает "Реал-Мадрид". Если в творчестве у нас мнения всегда совпадают, то в футболе... Каждый начинает доказывать преимущества своей любимой команды, отстаивать ее честь. Дело доходит чуть ли не до драки. Я шучу. Но то, что мы ссоримся до крика и хрипоты, правда. И это при том, что всем нам нужно беречь голос!

- Вы не собираетесь повторить свой триумфальный концерт "Три тенора", который был посвящен окончанию чемпионата мира по футболу в 1998 г. в Париже?

- Мы прекрасные друзья, и, если когда-нибудь наши планы совпадут, мы с удовольствием снова споем трио. Может быть, это будет на следующем чемпионате мира по футболу в Азии.

- Сеньор Каррерас, как определить еще в детстве, есть ли у ребенка талант?

- Способности ребенка сами свалятся на голову родителям. Когда мне было 5 лет, я увидел фильм "Великий Карузо". Несколько дней я пел все арии по очереди из этого кино. Родители уговаривали меня дать им пожить в тишине. Тогда я запирался в ванной комнате и часами распевал, сидя на краешке ванной. Я включал воду - мне казалось, так меня меньше слышно в комнате. Но, вероятно, я выл, как койот (смеется). Когда родные окончательно обезумели от моих опер, они отправили меня учиться к маме моего приятеля. Она преподавала вокал.

- Если бы сейчас сказочная фея предложила вам загадать желание...

- Моим желанием было бы еще раз приехать в Россию и чтобы ничего не помешало мне в этом. Тьфу-тьфу (стучит по дереву).

P. S. Автор выражает благодарность ГУП "Кремль" при Управлении делами президента за помощь в организации интервью.

Актуальные вопросы

  1. Что случилось с экс-солистом «Иванушек» Олегом Яковлевым?
  2. Как сейчас работает Чернобыльская АЭС?
  3. Что из себя представляет самолет Airbus A350?

Вы согласны, что запрет продажи алкоголя после 21 часа сделает нас трезвее?

Новое на AIF.ru