aif.ru counter
19

Кто "сбивает" самолеты-амфибии?

"Больно видеть, как загибается родная авиация". Пока самолет шел на автопилоте, командир экипажа, из уважения к любимой газете пригласивший меня в кабину, изливал душу. Мы летели на единственный в мире "Гидроавиасалон-2000". Читатйте про интриги вокруг контрактов и заказов на самолеты-амфибии, про то, как даже самые страшные трагедии ничему не учат военное начальство и мы экономим копейки, но теряем миллиарды из-за чиновничьего пофигизма

"БОЛЬНО видеть, как загибается родная авиация". Пока самолет шел на автопилоте, командир экипажа, из уважения к любимой газете пригласивший меня в кабину, изливал душу. Мы летели на юг. В отмечающем в этом году свое 100-летие курорте Геленджике в третий раз проводился единственный в мире "Гидроавиасалон-2000".

Опять за державу обидно

ИНТРИГИ вокруг контрактов и заказов на самолеты-амфибии плелись еще до начала гидроавиашоу в пятизвездочном отеле "Надежда". Организаторы стояли, что называется, на ушах. Ждали Путина и другое московское начальство. Но президент ограничился лишь приветствием.

На выставке демонстрировалось 24 летательных аппарата. Огромное впечатление на всех произвел самый большой в мире самолет-амфибия А-40 "Альбатрос". На нем уже установлено почти 150 мировых рекордов.

Такого совершенного противолодочного самолета нет ни у одной страны. Впрочем, и в России их построено лишь два опытных экземпляра. А нашему флоту надо 100-150 таких машин. Ведь имеющиеся на вооружении "летающие лодки" Бе-12 давно устарели. Их производство прекращено еще в 1973 году. Сам видел, как они ржавеют на Балтийской косе, что на самом западе России, и в Петропавловске-Камчатском.

Между тем на Таганрогском авиационном заводе "Тавиа" более чем наполовину все готово к серийному производству А-40 "Альбатрос". Но Министерство обороны приняло вдруг странное решение. Военные чины хотят начать разработку нового противолодочного самолета на базе пассажирского Ту-204. Но когда это еще будет? Так что специально созданный для воздушного флота рекордсмен "Альбатрос" из-за межведомственных интриг не идет в серию. Получается, что наши маршалы и генералы сами "сбили" из финансовой рогатки лучший военный гидросамолет в мире.

После трагедии с атомной подводной лодкой "Курск" все вдруг обратили внимание на развал поисково-спасательной службы флота. Нет специальных судов, современных батискафов, новых патрульных самолетов. Занятый выбиванием из нового бюджета миллиардных сумм на свои любимые ракеты "Тополь-М", министр обороны маршал Игорь Сергеев не нашел 76 миллионов рублей для завершения строительства новейшего поисково-спасательного самолета-амфибии Бе-42. Похоже, даже самые страшные трагедии ничему не учат военное начальство.

Экономим копейки, теряем миллиарды

ЛЕГКИЙ многоцелевой самолет-амфибия Бе-103 производится в Комсомольске-на-Амуре. Он берет на борт 5-6 человек, а садится почти на любой речке или озере. Дальность полета - 1280 км со скоростью 285 км/ч. Может взлетать и садиться на 350-метровом участке суши. Правда, стоит такой воздушный "джип" пока дороговато: 500-700 тыс. долларов в зависимости от комплектации. Но, как заверил один из его создателей, технический директор - главный инженер КнААПО Александр Пекарш, когда на Бе-103 поставят не американский, а наш, вазовский двигатель, работающий на автомобильном низкооктановом топливе, стоимость "русифицированной" машины, конечно, снизится.

Может быть, тогда ее купит Федеральная пограничная служба (ФПС) России.

Ежегодно лесные пожары сжирают на сотни миллионов рублей нашей уникальной тайги. Эффективнее всех может бороться с ними "летающий брандмейстер", лучший в мире противопожарный самолет-амфибия Бе-200. Он оборудован водяными баками емкостью 12 т и баками для химжидкостей. Это дает воздушному пожарному возможность сброса до 270 т воды на очаги пожара за одну заправку топливом. Во время демонстрационного полета самолет во время глиссирования над морем набирал полные баки всего лишь за 14 секунд и обрушивал тонны воды на условный очаг пожара.

Чудо-самолет уже успели оценить за рубежом. Несмотря на то, что он стоит в зависимости от комплектации от 19 до 23 млн. долл., его хотят приобрести и французы, и итальянцы, и южнокорейцы, а также турки и шведы. Определенный интерес к Бе-200 проявляют также фирмы США, Бразилии, Великобритании, Греции, Малайзии и Австралии. И только служба лесного хозяйства России, ссылаясь на безденежье, не делает заказов. Тайга большая, авось вся не сгорит.

На фоне чиновничьего пофигизма государственной выглядит позиция Министерства по чрезвычайным ситуациям. МЧС пока единственная организация среди российских государственных структур, которая заказала 7 самолетов-амфибий Бе-200. Первую такую серийную машину спасатель - "пожарник" уже собирают в Иркутске. Так что Россия пока еще сохраняет ведущие позиции в гидроавиации. Но на пятки нам уже наступает Канада.

Смотрите также:


Актуальные вопросы

  1. Как выбрать вкусную клубнику?
  2. Как задать вопрос Владимиру Путину на прямой линии в 2019 году?
  3. Почему День отца празднуется в разные даты?