Примерное время чтения: 4 минуты
119

Митингуй не митингуй...

МИЛЛИОНЫ людей у нас живут в кошмарных условиях: то без света, то без тепла, то просто впроголодь. Но все реже эти люди ходят на митинги в свою защиту. Последние волнения в Приморье - скорее исключение. По данным МВД, число акций протеста за 10 месяцев года сократилось в 12 раз, а число протестующих - в 160.

СЕГОДНЯ кажется невероятным, что в начале 90-х на митинги в Москве выходили по 200-300 тысяч человек. О нынешнем уровне уличной активности можно судить по последней демонстрации левых 7 ноября. По официальным сводкам, в Москве она собрала 7 тысяч, в Питере - 6 тысяч, а в целом по России - не более 300 тысяч человек.

В общем, и размах уже не тот, и требования другие. Если последние годы кричали "Банду Ельцина - под суд!", то сегодня выдвигают в основном экономические лозунги. Шахтеры требуют разобраться с посредниками, жирующими на перепродаже угля. Учителя и врачи - с региональными властями, задерживающими зарплату. Те же жители Приморья - с мэрами своих городов, "проспавшими" отопительный сезон.

Требуя тепла, света или своих кровных, люди практически перестали звать к возврату старого режима. "Многие жалуются: жить трудно, есть нечего, но на улицу с красными флагами не идут, - говорит зав. лабораторией Института психологии Российской академии образования Игорь Дубов. - Здравый смысл подсказывает, что при всех трудностях капиталистический порядок по-своему логичен: как работаешь, так и получаешь. Протестовать против того, что власть не кладет кусок хлеба в рот, многим уже совестно".

Театр протеста

НЕЖЕЛАНИЕ населения ходить на политические сборища можно объяснить и раздробленностью оппозиции. "Огромное количество партий рвет народ на части, - жалуется лидер "Трудовой России" Виктор Анпилов. - Националисты тянут в свою сторону, Зюганов - в свою. КПРФ выходит на улицы по праздникам, а не тогда, когда это нужно людям. Это театр!"

Анпилов прав. Даже место для своих митингов в Москве Компартия выбирает подходящее - Театральную площадь. Все атрибуты спектакля налицо: трибуна вместо подмостков, бюст Маркса и красные флаги в качестве декораций, актеры - партийные вожди - читают заученные монологи. Есть музыка ("Интернационал") и даже своеобразный буфет, где вместо бутербродов продаются флажки, значки, партийная литература, видеокассеты с советскими фильмами и компакт-диски "Смерть буржуям!" с речами Ленина - Сталина.

Впрочем, коммунистам пока удается собирать хотя бы тысячи митингующих. Другие партии не могут похвастаться и этим.

Цена народного гнева

КТО же сегодня ходит на митинги, если не считать тех, кого на улицу действительно гонит крайнее отчаяние?

Прежде всего люди, для которых это стало формой тусовки, общения с себе подобными - вроде фанатов Новодворской, прозванных "демшизой", или экзальтированных анпиловских бабушек.

Есть и такие, кто протестует на заказ. Рассказывают, что 95% митингующих в поддержку блока ОВР в Москве собирались с предприятий по разнарядке. В свою очередь, 80% акций против ОВР были чистой заказухой противников мэра. В столице каждый борец с Лужковым получал по 250 руб. за "выход", в регионах - от 30 руб. Знаменитое сидение шахтеров у Белого дома летом 1998 г. тоже не обошлось без спонсоров. Пока профсоюзы помогали семьям горняков, Лужков снабжал их едой и водой.

"Организация митингов - это одна из технологий управляемого кризиса, за которой могут стоять как финансово-политические структуры, так и спецслужбы", - говорит руководитель консалтинговой группы "Управление PR" Максим Григорьев.

В общем, нашему человеку, чтобы загнать его на баррикады, надо отключить свет или воду, в крайнем случае - заплатить. Почему же тогда европейцы и американцы, чуть что, сломя голову бегут на манифестации - против войны в Чечне или истребления тушканчиков, СПИДа или даже против капитализма? Парадокс?

Вовсе нет, считает И. Дубов: "Вспышки сверхнормативной активности на Западе происходят от сытой жизни. Когда у человека все есть, появляется время, чтобы задумываться о судьбах человечества, о бренности бытия." Получается, что бороться на митингах за права человека и мир во всем мире мы дружно начнем, как только... заживем богаче и сытнее. А пока недосуг: выживать надо!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно