Примерное время чтения: 4 минуты
116

Контрабанда выгодна всем

С 1 ОКТЯБРЯ в России изменены таможенные тарифы по 3700 видам импортных товаров.

"РАНЬШЕ, - рассказывает председатель Государственного таможенного комитета Михаил Ванин, - существовала, например, огромная тарифная классификация мяса птицы: курятина, утятина, гусятина, индюшатина, тушки, полутушки, четвертинки, ножки и ребрышки. И на все - свой тариф. Расхождения по ставкам были огромны - от 5 до 20% стоимости товара. Импортеры пытались пропихнуть свой товар по минимальному тарифу. Индюшачьи туши в декларациях превращались в куриные ноги. Как только на все мясо птицы был введен единый тариф - 10%, все эти художества закончились". По идее, из-за всеобщей честности мясо птицы должно бы подорожать процентов на 5, но ГТК уверен, что покупатель этого не заметит.

Так же и с прочим ширпотребом. Возьмем телевизоры. Стоило снизить пошлину с 20 до 15%, как оказалось, что за 7 месяцев нынешнего года их ввезли 300 тысяч штук, а в прошлом году - всего 64 тысячи. На самом деле это означает, что товары стали оформлять, не прибегая к обману государства, и нормально платить налоги. С тех же телевизоров бюджет в прошлом году получил 2,1 млн. долл., а в этом - уже 8,5 млн. долл.

С нового года ГТК собирается ввести новые пошлины на фрукты и электронику и надеется, что "честных людей" станет еще больше. Пока же, говорят таможенники, в России примерно четверть всего импорта - контрабанда.

Три копейки с рубля

САМИ же компании-импортеры утверждают, что, наоборот, - по "серым схемам" ввозится примерно три четверти импорта. Только масляные радиаторы или корпуса компьютеров ввозятся по-белому - пошлины на них невысокие.

Высшая школа экономики недавно провела анонимное исследование. Были опрошены руководители 14 крупных компаний-импортеров. Они рассказали, что, действительно, с тех пор как год назад власти решили нещадно бороться с контрабандой, ГТК начал наводить порядок. Были закрыты "серые коридоры" на большинстве терминалов. Однако терминал Центрального таможенного управления почему-то получил "индульгенцию", и там "серые схемы" оставили.

"Раньше за растаможку любой техники платили ориентировочно пару тысяч долларов с машины, - рассказывает президент Российской ассоциации товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Александр Пляцевой. - Как эти деньги делились между бюджетом и брокерами, оформляющими растаможку, честно говоря, не знаю. Думаю, брокерам уходило от 10 до 50%. Сейчас в связи с тем, что терминалов стало меньше, цена "серой" растаможки резко подскочила, и небюджетная доля, скорее всего, возросла, не исключено, что в несколько раз".

В целом все эти издержки оцениваются в 1-2% оборота. Или в 5-10% получаемых доходов. Или в 3% стоимости единицы товара. Растаможка "по закону" стоит примерно на 10% дороже.

Быть честным очень дорого

"БЕЛЫЕ схемы" связаны не только с дополнительными деньгами, но и с более длительным оформлением и вообще с лишними пустыми хлопотами. Машины застревают на 1-3 недели, а иногда и на более долгий срок. В "серых" схемах можно уложиться в три дня и даже в три часа.

Импортеры в принципе не против жить честно. Просто они считают, что российский потребитель честную игру не потянет. Если заплатить все честно (пошлину плюс НДС), накрутка на импорт составит до 50%. Максимум, что может осилить потребитель, - сбор в 15% (5% пошлина плюс 10% НДС). Это значит, что НДС надо снижать минимум вдвое, а этого пока никто делать не собирается.

Таможенники тоже считают, что пока нам придется мириться с контрабандой. "Кардинально решить проблему можно будет лишь тогда, когда улучшится общая экономическая ситуация в стране. Тогда не надо будет волноваться из-за роста цен. Если уровень жизни высокий, товар и так купят".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно