00:00 07/11/2001 6

Кто эти люди, рекламирующие жвачку?

В последнее время в рекламе используется очень убедительный прием. Приглашают авторитетных специалистов из всевозможных ассоциаций и обществ. Нас уверяют, что голливудских звезд красит Сара Монзани, господин Белов из Ассоциации практикующих ветеринаров кормит своих собак исключительно сухим кормом, а ведущие стоматологи рекомендуют пациентам жвачку. Существуют ли на самом деле все эти ветеринары, визажисты, домработницы и можно ли доверять их рекомендациям?

В ПОСЛЕДНЕЕ время в рекламе используется очень убедительный прием. Приглашают авторитетных специалистов из всевозможных ассоциаций и обществ. Нас уверяют, что голливудских звезд красит Сара Монзани, господин Белов из Ассоциации практикующих ветеринаров кормит своих собак исключительно сухим кормом, а ведущие стоматологи рекомендуют пациентам жвачку. Существуют ли на самом деле все эти ветеринары, визажисты, домработницы и можно ли доверять их рекомендациям?

САРА МОНЗАНИ действительно помогала в работе над многими голливудскими фильмами. Но косметику MaxFactor она выбирает неслучайно. Она штатный визажист этой компании. Прислуга Лолиты тоже оказалась настоящей. Зовут ее Татьяной. Кстати, до этого она работала секретарем у Жириновского. И домохозяйка Игоря Николаева - реальное лицо.

В Ассоциации практикующих ветеринарных врачей нас заверили, что все специалисты, выступающие в рекламе, действительно являются членами Ассоциации. Но ни с одним из них нам так и не удалось встретиться в силу их необыкновенной занятости. Рассказывают, что однажды в рекламе решили снимать животное очень редкой породы. Но оно, как назло, наотрез отказывалось есть этот самый корм. Собачку долго приучали подходить к миске, поливали корм разными соусами. Без толку. Все равно во время съемок пришлось перемешать хрустики с мясом.

Зато не отказал нам во встрече замдиректора Института питания Михаил Гапаров, рекламирующий йогурт. Он даже продемонстрировал лаборатории, где проводятся анализы продуктов. Правда, реклама снималась не там, а в студии. Показать настоящую лабораторию Института питания было просто неловко. "На оборудование мы не жалуемся. Но ремонт помещений не проводился уже лет сто", - сказал Михаил Гапаров.

По совместительству

НЕДАВНО мне довелось посетить офис компании Wrigley. Спустя две недели смотрю - реклама жевательной резинки Orbit. И кажется она мне очень знакомой. Присматриваюсь повнимательнее: а "врач-стоматолог" Иванов С. Ю. - это один из PR-менеджеров, с которым мы общались. Даже узнаю коридор компании и диванчик, на котором я сам сидел. Долго над "студией" работать не пришлось. Только вывеску с надписью Wrigley убрали - вот тебе и стоматологическая клиника.

Достаточно часто в ролях специалистов с громкой ученой степенью задействованы обыкновенные актеры. Я как-то попытался разыскать хотя бы одного из профессоров. Все они постоянно отсутствовали или были очень заняты. Впрочем, некоторые "врачи" брались консультировать по телефону. У консультанта (по продаже таблеток от алкоголизма) так дрожал голос, что мне показалось, проблема ему знакома не понаслышке. После моей просьбы подъехать к нему, чтобы посмотреть медицинский диплом, он заметно занервничал и закричал: "Если вам нужен специалист, отправляйтесь в наркологический диспансер!".

Рекомендовано или одобрено?

ТАК можно ли доверять рекомендациям, которые мы слышим в рекламе или читаем на упаковке? Проводились ли эти исследования?

Всевозможные ассоциации и общества действительно рекомендуют и одобряют рекламируемые продукты. Но делают это не потому, что тот или иной продукт на самом деле лучше других. Инициативу в этих случаях проявляют сами производители. Они оплачивают исследования, ассоциации рекомендуют. Судя по всему, внакладе никто не остается.

Другое дело, если на упаковке написано "Одобрено" или "Рекомендовано Министерством здравоохранения". В аптеке мы отыскали коробочку с такой надписью: "Лекарство от стресса "Янтовит". Как объяснили нам специалисты Минздрава, министерство "никаких рекомендаций по применению препаратов не дает". Оно их регистрирует. Регистрация подтверждает безвредность компонентов и соответствие заявленному эффекту, о чем свидетельствует регистрационный номер на коробке.

На коробке с другим витамином - "Йод-актив" - было написано: "Одобрено Институтом питания". "Мы не давали производителям никакого права ссылаться на нас, - сказал замдиректора М. Гапаров. - Это нарушение закона, за которым должно следить Министерство по антимонопольной политике. Мы не берем на себя смелость "рекомендовать" или "одобрять" что-либо. Даже в рекламе йогурта говорится только, что институт принимал участие в его разработках".

Зато Министерство образования имеет право присваивать грифы "Одобрено" или "Рекомендовано". Одна из таких книг попала нам в руки - учебник для вузов "История русской культуры" (издательство "Юрайт", 2000 г.). Владимир Мономах, если верить этому одобренному и рекомендованному пособию, княжил в Киеве с 1053 по 1125 г. (а не с 1113-го по 1125-й), а Вторая мировая война началась в 1941 году. Художника Константина Коровина и вовсе превратили в женщину. Как такое получилось? В Минобразования нас заверили, что в комиссию входят только крупные ученые, академики РАН, опытные методисты. Однако потом уточнили, что текст читают всего два человека.

Короче, если написано "рекомендовано", не верьте глазам своим.

Актуальные вопросы

  1. Как правильно использовать опилки в саду?
  2. Будет ли Россия присоединять Южную Осетию?
  3. Какая погода будет в Москве и регионах 28 и 29 мая?

О чём бы вы хотели прочитать в следующем номере «АиФ Про Кухню»?