Примерное время чтения: 9 минут
135

О лени, пьянстве и русском авантюризме. Спектакль-фарс с Николаем Фоменко

Действующие лица:

Шоумен. 39 лет. Выпускник Ленинградского государственного института театра, музыки и кино. Ведущий телепрограмм "Империя страсти", "Полундра", "Экстремальные ситуации" и др. Актер театра и кино. Профессиональный автогонщик.

Журналистка. 23 года.

(Действие происходит в Москве, в маленьком офисе Шоумена на проспекте Мира).

Акт первый. Почему Шоумен не смог "продаться так, чтобы всех вырвало"?

- Я ЧИТАЛА ваши интервью, где вы гневно критикуете низкую российскую культуру. А что можно сказать о вашей "Империи страсти"? Вы сами-то что-нибудь высококультурное создали?

- Если бы я в ЛГИТМиКе сказал слово "высококультурное", меня бы выгнали. Рахманинов повесился бы на заборе, если бы узнал, что он - высокая культура. Что касается "Империи страсти"... Скажите, в истории осталась эта передача? Она не дает покоя всем до сих пор, хотя закрылась в 1997 году. Вопрос ваш должен звучать так: "Не считаете ли вы, что "Империя страсти" - пошлая передача?" Не считаю. У Набокова есть статья "О пошлости". Почитайте на досуге. Органично или неорганично - вот в чем вопрос. "Империя страсти" - органичная пародия на наше общество. Потому она и зацепила всех. Все ругали ее, но смотрели, не отрываясь, как в зеркало.

- У вас такой странный экранный образ... Почему вы все время кричите?

- Давайте определимся: о каком экранном образе мы говорим?

- "Империя страсти", "Экстремальные ситуации"... Или, например, как вы "хватаете за яйца" американских борцов реслинга.

- (Сладко улыбается.) Что вы еще видели, милая?

- "Полундру". Но там почему-то вы не так сильно кричите.

- Не кричу, да? А теперь давайте вы немножко задумаетесь. Передача "Экстремальные ситуации" идет на открытом пространстве, вокруг все взрывается, падают грузовики... Конечно, ведущий будет почти кричать. Съемки "Империи страсти" проходили в огромной студии. Я - на небольшой сцене-"таблетке". И нужно, чтобы зрителям меня было слышно. А если бы я, как вы выражаетесь, не кричал, вы бы меня не запомнили, вы бы меня переключили.

- А фоменковские приколы на "Русском радио", типа "Не плюй в колодец, вылетит - не поймаешь", поднимают русскую культуру?

- Это поднимает дух, создает веселое настроение, что не позволяет быть злобным. Злобные люди - наш бич. А если человек улыбается, значит, у него на душе хорошо и он сделает доброе дело.

- Пару лет назад вы сказали, что в этой стране "надо хапнуть и отвалить".

- Хапнуть и отвалить? Я был бы счастлив. Но не могу. Потому что Россия - моя кровь и плоть. Вера в стабильность и оптимистический взгляд в будущее есть у любого русского человека. Я верю в свою родину, мечтаю, что наши дети поднимут ее до заоблачных высот...

- Прокомментируйте, пожалуйста, ваши слова: "Если надо, продамся так, что всех вырвет".

- Уже не продамся. Я ничего не сделал против своей совести. Когда я это сказал, у меня было очень плохо на душе. Угнали машину...

- Вы располагаете сегодня достаточным для вас количеством денег?

- Смеетесь?

- А один наш журналист видел ваш "Феррари".

- Рад за него. Но я никогда в жизни не сидел за рулем "Феррари". И вряд ли когда-нибудь буду ездить на такой машине. У меня "Порше" - потому что выступаю на чемпионате мира "Гранд-Туризм". Стоит он 20 тысяч долларов - 1985 года выпуска. Я не могу копить, к сожалению. Но даже если бы на меня свалилось 100 миллиардов долларов, я не смог бы лежать на диване. Я - такая машина, которая не может без движения.

Антракт. (Журналистка пьет кофе. Шоумен - кофе и чай попеременно, из разных чашек.)

- Вот вы говорите: мы не ту музыку слушаем...

- Народ слушает ту музыку, которую хочет слушать. Не надо объяснять, что читать Набокова - хорошо, а не читать - плохо. Пусть кто-то читает, а кто-то - нет. Общество обязано расслоиться, тогда все встанет на свои места. Моя бабушка говорила: "Кто-то должен жить в Беверли Хиллз, а кто-то - на помойке". Мы же все время боремся против физиологии и хотим все жить в Беверли Хиллз. Но там надо уметь жить! Многие наши напокупали в Монако домов. И их просят оттуда уехать - они не имеют представления, что такое Монако, почему там принц и с какой стороны должна находиться хлебная тарелочка. И поэтому они в жаркую монакскую погоду (брезгливо морщится)... снимают носки в ресторане.

- Мне кажется, вы пессимист.

- А откуда взяться оптимизму? У нас полностью уничтожена городская культура - умение жить в обществе, в котором принято не ругаться матом, не плеваться, не сморкаться, не пить пиво из горла на улице... "Грядущий хам", о ком писал классик, никуда не делся и пришел. И создает новую культуру. В театре, в литературе, в музыке ценз упал очень низко.

- Вы сказали, что не хотите умереть на сцене, если звезду группы "На-На" на площади у гостиницы "Россия" кладут рядом со звездой Андрея Миронова. Кто, по-вашему, достоин звезды?

- Андрей Миронов. Никулин. Грибов. Яншин. Ефремов. Из ныне здравствующих - Олег Табаков. Из эстрадников? "Машина времени". Ткните в любого ребенка сегодня, и он скажет строчку из песни этого коллектива. Еще "Аквариум". Майк Науменко обязательно должен "лечь" туда как прародитель своего жанра. Цой - без сомнения.

- А Пугачева?

- Ну, Пугачева - само собой. Это наше всё, мы же знаем. У нас есть две вещи - Пугачева и Пушкин. Не две вещи даже, а два... Это, знаете, как розетка в доме... Как санузел. Без этого в доме жить невозможно.

Акт второй. Шоумен заглядывает в зубы россиянам

- В ЧЕМ, по-вашему, беда русских людей?

- Мы желаем творить только великие дела. У самого последнего пьяницы мечта - выполнить свое высокое предназначение. Броситься под танк с гранатой - это я могу. А вот каждый день ходить на завод, забивать там гвоздь - нет, извините. Это слишком просто, мелко. Отсюда лень и пьянство. Если исходить из нашего обустройства, то мы должны вести совершенно другой образ жизни. Вы согласны, что хорошо ездить на хорошей машине? Но почему-то делаем мы "Жигули". Технологии, по которым производилась эта машина, рассчитаны на то, чтобы человек умер в случае аварии сразу, не мучаясь. Нет ни одной подушки безопасности, усадка сделана так... Вы смеетесь, а это правда! Если мы по-прежнему ездим на "Жигулях", то нужно жить в землянках и носить робу. Все должно вытекать одно из другого. У нас нет определенности: цивилизованны мы или нет? И знаете, какой ответ на этот вопрос?! "А у нас свой путь!" Только почему этот путь все время нахально пересекает пути других стран - цивилизованных?

- Что вы имеете в виду?

- Мы хотим ездить на "Мерседесах", носить "Гуччи", пахнуть "Дюпонтом"... Но мы ничего не делаем, чтобы все это было в нашей жизни. Мы не читаем, не учимся в институтах.

- Но конкурс-то в вузах огромный.

- Да, появляется поколение, которое заставят жить хорошо.

- Кто заставит?

- Цивилизованный мир. Заставит мыться, бриться. В последние 10 лет у нас можно купить любую парфюмерию. Но как пахнет от наших людей?!

- Но не все же такие!..

- Как раз все. Мы сейчас говорим о массе общества, из которой и состоит нация. Но, знаете... зато у нас есть один великий талант. Русские - лучшие авантюристы. Сейчас строят автодром Формулы-1. В центре Москвы, в Нагатино для этого нет достаточного количества земли. Так вы представляете, будут подсыпать песок в реку! У нас же очень маленькая страна, надо найти такое место, чтобы подсыпать песок. Ни в одной стране мира автодром не расположен в центре столицы. Автодромы размещают в маленьких городках - для равного распределения финансов по всей стране. Раз в год приезжают 250-300 тысяч человек в деревню Невер на Формулу-1 или чемпионат "Гранд-Туризм". Рестораны, гостиницы... Невер потом год живет на эти деньги.

- У вас аристократические корни... А внешность, извините, совсем не аристократическая.

- Вы Павла Первого видели? А Екатерину? Если вас интересует мой род, то я вам посоветую... Я даже не знаю, что вам посоветовать... Сходите в Гохран. Вскройте род всех Скрыпицыных и все изучите. До свидания!

(Оба заметно нервничают. Занавес.)

P. S. В день, когда номер подписывался в печать, в редакцию позвонил Николай Фоменко и сказал: "Я прочитал интервью, которое вы прислали мне на визу. Здесь много ненужного. Я хотел бы поговорить о других, более интересных вещах".

Новую, более интересную с точки зрения известного шоумена беседу мы опубликуем в одном из следующих номеров.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно