aif.ru counter
19

Валерий Тодоровский: "Деньги для нас стали наркотиком"

На сегодняшний день Валерия Тодоровского можно, пожалуй, назвать самым успешным из режиссеров нового поколения. Хотя фильмов он снял не так много, но все они попадали в "десяточку". Видимо, Тодоровскому удалось понять что-то важное про нас и про нашу сумасшедшую жизнь, иначе его фильмы не были бы такими "цепляющими".

НА СЕГОДНЯШНИЙ день Валерия ТОДОРОВСКОГО можно, пожалуй, назвать самым успешным из режиссеров нового поколения. Хотя фильмов он снял не так много, но все они попадали в "десяточку". "Любовь" с Евгением Мироновым и Натальей Петровой получила спецприз в Каннах, после "Подмосковных вечеров", тоже включенных в программу Каннского фестиваля, заговорили о Владимире Машкове и Ингеборге Дапкунайте, сыгравших главные роли. Фильм "Страна глухих" сделал знаменитыми Максима Суханова ("Ника" за роль второго плана), Дину Корзун ("Ника" за лучшую женскую роль) и Чулпан Хаматову. Сегодня Тодоровский продюсирует производство телефильмов для канала РТР. На открывшемся в Сочи "Кинотавре" он представит свою новую картину "Любовник" с Олегом Янковским в главной роли. И все это - к 40 годам!

ВИДИМО, Тодоровскому удалось понять что-то важное про нас и про нашу сумасшедшую жизнь, иначе его фильмы не были бы такими "цепляющими".

- Скорее я не понял, а принял эту жизнь. Принял сразу и целиком. Когда в 90-м году я снимал фильм "Любовь", страна переживала очень неприятный момент: шла массовая эмиграция, в магазинах - пустые прилавки, и в воздухе буквально висело ощущение надвигающейся гражданской войны. Еще чуть-чуть - и начнется тиф, поезда с теплушками, голод, банды на улицах... И я помню, как спорил, сидя на кухне, с приятелями, убеждал их: подождите уезжать, все равно будет лучше. Не потому, что я такой уж оптимист, и не потому, что я что-то знал, чего не знали другие. Потому что это - мое время, мне в нем хочется жить и хочется про него снимать.

Уникальное поколение

- ЭТО поколение - поколение 30-40-летних - никак не могут определить: и потерянным называют, и поколением "Пепси". Вы пытались подобрать какое-то определение своим ровесникам?

- Наше поколение - уникальное: нам удалось застать одну страну, пережить слом эпох, состояние хаоса и после всего пытаться начать жить в другой стране... Ведь, по большому счету, мы с вами оказались в эмиграции - в русскоязычной, но абсолютно другой стране, где все меняется с какой-то пугающей скоростью. Снимая "Страну глухих", я на себе почувствовал этот темп. Невозможно было, к примеру, снимать московские улицы, потому что ты понимал: через год, когда выйдет фильм, эта улица будет совершенно другой и зрителю покажется, что картина пришла из далекого прошлого.

Люди, которым сейчас 10-15 лет, уже в другой стране родились и ощущают себя в ней очень хорошо. Еще лет десять назад многие подростки мечтали уехать учиться за границу, сегодня стала обычной история, когда богатые родители хотят отправить сына куда-нибудь в Америку или в Англию, а мальчик упирается. Он уже был и в Америке, и в Англии и понял, что здесь, в России, ему лучше. И не потому, что он вообще не хочет учиться, а потому, что он здесь себя чувствует лучше.

Мы, 30-40-летние, - как переходное правительство, которое можно в любой момент скинуть. Оно - своеобразный буфер между прошлым и будущим.

- В начале 90-х в нашей жизни помимо супермаркетов, американских фильмов и красивых машин новым смыслом наполнилось такое понятие, как деньги.

- Деньги в России всегда были темой особой. Диккенс, Бальзак тома исписали, посвятив их одному вопросу - люди и деньги. Такого невозможно найти ни у Толстого, ни у Достоевского. Честь, любовь, моральное падение, нравственные искания - вот что такое была Россия. Советская власть деньги как некую культуру в СССР тоже не привила. Реально деньги появились в стране в конце 80-х, и это было похоже на появление водки у эскимосов. У большинства просто не было иммунитета на наличность, не было спокойного отношения к тому, что вот есть богатые, а есть бедные, и это нормально. Кто-то живет ради счета в банке, а кто-то этим пренебрегает. Деньги стали реальным наркотиком новой России. Многочисленные убийства, которые не раскрывались, семьи, которые распадались, друзья, которые нанимали киллеров, чтобы убрать друг друга, - все это совершалось ради денег.

Мне кажется, что сейчас мы начинаем подходить к тому моменту, когда в России тема богатства и бедности перестает быть иглой, на которой сидит общество и вокруг которой все крутится. Появляются люди, которые НЕ ХОТЯТ быть богатыми. Серьезно! Лет 10 назад каждый мальчик сказал бы, что он хочет быть бизнесменом или бандитом (что в принципе воспринималось как одно и то же, потому что и бандит, и бизнесмен - это те, кто не ишачит на работе и ездит на красивых машинах). Сегодня каждый мальчик понимает, что бандитом быть плохо, что это непрестижно, опасно и общество отторгает их, а для того чтобы стать банкиром, надо очень долго и серьезно учиться, потому что просто откуда-то отогнать состав нефти и стать богатым в один день уже не удастся. Что надо начинать с нуля и серьезно работать. И тогда он думает: "А может, мне стать врачом? Может, заняться чем-то другим?"

- Деньги являются выражением успеха?

- Нет, конечно. Потому что если бы это было так, то я бы, наверное, бросился в свое время торговать, стал бы челночником. Но я 10 лет занимался кино, которое в этой стране считалось делом бессмысленным, не приносящим ни денег, ни успеха, ни удовлетворения.

Сегодняшнее кино - не кормушка

- А ЧИТАТЕЛЬ между тем думает про себя: "Ну-ну, так он красиво говорит про спокойное отношение к деньгам, а сам, небось, в особняке живет, дети давно за границей в частную школу пристроены".

- У меня нормальная квартира в Москве, не в новом доме с бассейном и спортзалом, но меня устраивает. Дочь учится в обычной школе, сын - в МГУ. Особняка у меня нет, хотя хотелось бы иметь загородный дом. И почему я должен производить впечатление богача? Я же не бизнесмен. Вот бизнесмен, я считаю, просто обязан жить во дворце. Потому что если он не живет во дворце и не ездит на дорогой машине, значит, он плохой бизнесмен. А обо мне нужно судить не по квартире или машине, а по фильмам, которые я снимаю или продюсирую. Но кино не является сегодня какой-то серьезной кормушкой, местом, где можно легко и быстро разбогатеть.

- Это вообще станет когда-нибудь реальным - превратить кино в прибыльный бизнес?

- Как только кинопроизводство превратится в серьезную индустрию, люди, задействованные в этой индустрии, разбогатеют. Произойдет это в тот момент, когда полностью восстановится система проката в стране. Считайте: в России сейчас живут порядка 140 млн. человек, есть еще русскоговорящие страны СНГ. И когда все эти люди придут в кинотеатр, заплатив за билет нормальные деньги - примерно по 5 долларов, чтобы посмотреть русский фильм, тогда можно будет говорить о том, что кинобизнес развивается. Я считаю, что это может стать реальностью в ближайшие 10 лет.

Телевидение показало, что рядовой зритель хочет смотреть наши сериалы про нашу жизнь с нашими актерами. Русский сериал не самого лучшего качества перешибает по рейтингам любой западный фильм. Но в кинотеатр при этом идут смотреть все-таки "Властелина колец". И перед нашими кинематографистами сейчас стоит вопрос: как сделать так, чтобы люди и в кинотеатре тоже выбрали русское кино? Это большая проблема, где переплелись и качество снимаемых сегодня фильмов, и реклама отечественного кино. Людям надо заново внедрять в сознание мысль, что русское кино - это что-то такое, за что стоит заплатить деньги. А фильмы-то наши по-прежнему гораздо дешевле в производстве, чем любая голливудская лента. Фильм окупается и приносит прибыль. Как только бизнесмены убедятся в этом на собственном опыте, в индустрию хлынут огромные деньги. И наши звезды будут жить в особняках и ездить на лимузинах.

Смотрите также:

Актуальные вопросы

  1. Могут ли уволить, если работаешь в офисе заболевшим?
  2. Как проверить, нет ли у мошенников доступа к вашим аккаунтам в интернете?
  3. Что за «налог на Facebook и Google» хотят ввести в Европе и Азии?