Примерное время чтения: 4 минуты
189

Цена полета в космос

ГИБЕЛЬ "Колумбии" - трагедия мирового масштаба. Она сильно ударит не только по американской, но и по российской космонавтике. Вторая по счету катастрофа челнока ставит вопрос о необходимости пилотируемых полетов вообще и к тому же грозит срывом всему проекту Международной космической станции (МКС). На сегодня у США осталось 3 действующих челнока типа "Шаттл". У нас - лишь 2 экспоната: один стоит в московском парке им. Горького, другой - в Австралии. А что если вспомнить о проекте "Буран"?

Все решают спутники

АЛЕКСАНДР ЯШИН, заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, считает: "Реанимировать "Буран" нет средств и нет необходимости. Для экономики и обороноспособности страны пилотируемая космонавтика не столь актуальна. Решающая роль в работе в космосе отводится спутникам. После катастрофы в 1986 году челнока "Челленджер" американцы поняли, что зря вкладывают деньги в основном в пилотируемую космонавтику. Поэтому появился российско-американский проект "АТЛАС-3" с отечественным двигателем большой тяги, который способен выводить на орбиту тяжелые спутники. Проведено уже два удачных запуска. Французы, к примеру, после первой американской трагедии в космосе отказались от пилотируемой космонавтики. И при этом очень удачно работают на космическом рынке".

Между тем для поддержания МКС в рабочем состоянии необходимо производить 10 запусков в год. Стоимость одного старта обходится в 100 млн. долларов. Реализация программы на МКС оценивается в сумму свыше 1 млрд. долларов в год.

"Совместные усилия государства и коммерческих структур России по МКС оцениваются в 200 млн. долларов в год, - говорит заместитель генерального конструктора по проектным вопросам НПО "Энергия" Альберт Брюханов. - Вопрос американской финансовой помощи для строительства наших кораблей в связи с форсмажорными обстоятельствами, надеемся, будет решен положительно только после проведенных расследований НАСА. Что касается космических туристов, то говорить о крахе этого проекта неуместно, так как их на орбиту выводит "Союз", а подобный корабль американцы сделают только к 2010 году".

"Буран" надежнее

- НАШИ космические корабли многоразового использования конструировались с большей надежностью, - подтвердил один из разработчиков "Бурана" Владимир Лапыгин, генеральный конструктор НПЦ "Приборостроения и автоматики". - В свое время "Буран" представлял собой корпус, облицованный жарозащитным материалом, способным выдержать в плотных слоях атмосферы температуру свыше 5 тыс. градусов. Два корабля-близнеца были построены в НПО "Молния". Затраты озвучил на закрытом совещании бывший министр обороны Д. Ф. Устинов. Два этих космических аппарата обошлись казне в 10 млрд. долларов.

"Волчья стая"

В ЦЕНТРЕ подготовки космонавтов проходил подготовку для полетов на "Буране" специальный авиаотряд. Его окрестили "волчьей стаей". Суперпилоты Игорь Волк, Анатолий Левченко, Владимир Туровец... На тренировочных полетах они демонстрировали чудеса летного мастерства, им приходилось сажать все типы существующих самолетов при выключенных двигателях. И делали они это удачно.

"Игорь Волк и Анатолий Левченко - космонавты от Бога, - говорит Владимир Лапыгин. - "Буран" должен был подняться в космос без человека. Но перед ними была поставлена задача на испытаниях "научить" машину взлетать и садиться. Фактически "Буран" копировал действия пилотов. Электроника все программировала. "Буран" приземлился на аэродром с точностью до 20 см".

И все равно не обошлось без нештатных ситуаций. Старт "Бурана" был намечен на 29 октября 1988 года. Но за минуту до старта одна из площадок не отошла до конца от ракеты-носителя. К счастью, удачно сработала автоматика, выключив все системы. "Буран" смог стартовать только 15 ноября того же года.

На тренировочных полетах, готовя "Буран" к работе, погибли Владимир Туровец, Александр Щукин, Олег Каноненко...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно