Примерное время чтения: 6 минут
728

Как криминал захватывает страну (история одной группировки)

НА СЕГОДНЯШНИЙ день на контроле у правоохранительных органов страны находятся около 100 организованных преступных сообществ (ОПС), первая "двадцатка" которых влияет не только на криминогенную обстановку в целом, но и активно участвует в экономических процессах. Одно из них - ОПС "29-й комплекс" из города Набережные Челны скоро предстанет перед судом. Это будет, пожалуй, один из самых громких процессов последних лет. Он же может стать началом серьезной войны государства против организованной преступности.

В САМОМ начале 90-х годов XX века на всю страну прогремели бессмысленно жестокие - стенка на стенку - бойни казанской молодежи. С неменьшей жестокостью молодежные банды завоевывали свое место под солнцем и в Челнах. Выживали сильнейшие. Адыган Саляхов (Алик), лидер молодежной группировки своего микрорайона "29-й комплекс", мастер спорта по восточным единоборствам, с самого начала установил в банде жесточайшую дисциплину, заставлял своих пацанов заниматься спортом и гонял их за пьянки. Благодаря этому группировка победила в местных войнах и вышла на большую криминальную дорогу.

Для развития организации нужны были деньги. Как раз напротив многоподъездной панельной пятиэтажки, в которой жил Алик и некоторые его товарищи, работал Автозаводской рынок. Именно он и стал первой "дойной коровой" преступников. Дань платили все без исключения хозяева торговых точек. С непокорными решили не церемониться, а после того как навсегда исчезла пара коммерсантов, таких не осталось. По всему городу мгновенно разнеслась весть о ритуальном обряде убийств, совершаемых "двадцатидевятниками", - заметая следы, жертве отрезали голову и кисти рук. Таким же способом группировка расправлялась и с бандитами-конкурентами.

Киллер Фига и другие

ЗА КАКИХ-ТО два года "29-му комплексу" в Набережных Челнах стало тесно. Верхушка группировки - Алик и его сподвижники Юрий Еременко (Ерема) и Александр Власов (Шурин) - перебралась в Москву. В столице Алик на чужое имя купил особняк за полтора миллиона долларов, а Ерема и Власов сняли шикарные квартиры. Отсюда, по версии следствия, они руководили группировкой и давали четкие указания оставшемуся в Челнах на правах главного Рузалу Асадуллину. Установленный в банде железный порядок и соблюдение субординации не давали сбоев. "Старшие" следили за "общаком" и обеспечивали дисциплину в группировке и ее прикрытие через связи в правоохранительных органах и структурах власти, "младшие" выполняли всю черновую работу. В банде появилась команда киллеров во главе с Александром Беленко (Фига), оружейный склад, куда, по данным предварительного следствия, поступала продукция прямо из Ижевска. Заработал свой отдел разведки и контрразведки под руководством бывшего сотрудника спецназа ГРУ, а также мозговой центр по совершению экономических афер.

Группировка набирала обороты. Теперь кроме рэкета источниками доходов стали контроль над производством "левой" водки, автозаправками и вновь заработавшим КамАЗом. Команда киллеров не только трудилась на своих, но и выполняла платные заказы со стороны. По слухам, среди заказчиков убийств был глава одной из местных администраций в Татарстане. На счету убийц 21 только доказанный следствием труп. Работали киллеры профессионально, следов не оставляли, а Фига слыл самым злобным наемным убийцей в России. В 1996 году во время одного заказного убийства он с двумя подельниками "за компанию" убил 7 человек, которые случайно оказались в одном доме с жертвой. Чтобы легализовать ношение убийцами оружия, в Москве было открыто частное охранное предприятие "Барс", в котором числились сотрудниками штатные бандиты "29-го комплекса".

"Двадцатидевятники" первые завезли в регион наркотики. Используя новые столичные связи, верхушка группировки наладила прямой наркотрафик из Афганистана и Таджикистана прямо в Татарстан.

Криминального господства Алику и его друзьям было мало. Руководство "29-го комплекса" протолкнуло своего человека в Госдуму. Он-то и помогал им потом совершать многомиллионные экономические аферы по получению ложных кредитов в крупных банках России и захвату предприятий в Татарстане, Удмуртии, Одессе, Московской, Самарской и Оренбургской областях. По материалам следствия, захватив с помощью своего помощника, бывшего следователя, по кличке Мавроди контрольный пакет акций Елабужского мясокомбината "Модуль", Алик превратился в президента, а Ерема - в вице-президента московской компании "Акбарс-холдинг", через которую в офшор на Кипре ушли миллионы долларов с того самого мясокомбината. Расследование также показало, что, задействовав в своей афере экс-вице-премьера Удмуртии Владимира Гусева и его связи в госструктурах, бандиты пытались обанкротить крупнейший совхоз республики "Восточный", успев заработать на нем около 10 млн. долларов. Неплохой доход приносила им большая гостиница в Одессе и комбикормовый завод в Подмосковье.

Кровавая война

СО ВРЕМЕНЕМ Саляхову надоело беспокоиться о личном благе своих бандитов. В конце концов он отстранил Ерему и Шурина от "общака" и стал распоряжаться им единолично. В этот момент наместник в Набережных Челнах Рузал Асадуллин мотал срок на зоне за вымогательство, а в городе "правил" сторонник Алика Валиев. Говорят, чтобы досрочно выйти на свободу, первый дал взятку в 300 тысяч долларов соответствующим структурам, а второй приплатил им почти столько же, чтобы задержать конкурента за решеткой. Как только Асадуллин освободился, началась кровопролитная война. Первым убили Валиева. Адыган Саляхов спрятался на Украине. Периодически бывшие приятели посылали друг к другу киллеров, но оставались живы. Тогда с Аликом разделались по-другому: он давно находился в розыске за драку с милиционером, и его "сдали" ОМОНу, когда Саляхов ехал на поезде в Москву. Основатель и главарь "29-го комплекса" оказался в тюрьме.

В то время, пока шла кровопролитная война внутри группировки, ее делом активно занимались местная прокуратура и милиция, а также сыскари Главного управления по борьбе с оргпреступностью. За полтора года было задержано около 40 активных членов ОПС, раскрыты убийства, грабежи, захваты заложников, экономические преступления. Уголовное дело из 212 томов является самым крупным на сегодня делом в отношении организаторов и участников преступного сообщества. Это вряд ли означает закат организованной преступности в регионе. "Да, в городе стало меньше стрельбы, предприниматели задышали свободнее, психологический климат улучшился, - говорит прокурор города Ильдус Нафиков. - Но я считаю, что до конца расследование не доведено. Мы смогли доказать бандитский блок преступлений группировки, но не проследили всю коррупционную цепочку. Во время следствия ряд оперативных материалов показал, что "29-й комплекс", хотя и имел огромное влияние в криминальном мире России, работал, в свою очередь, на московских бандитов-чеченцев. И те, используя внутренние разногласия челнинских бандитов, пытались взять под контроль КамАЗ, соседнее нижнекамское нефтехимическое производство с огромным годовым оборотом средств, а также выйти через Набережные Челны на ГАЗ (была такая возможность). Если потянуть эту веревочку, можно перевернуть всю российскую организованную преступность. Но на то нужна политическая воля государства. Надеюсь, что данное дело станет толчком для начала этого процесса. Если нет, то результатом нашей работы будет криминальное затишье в городе на полтора-два года".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно