Примерное время чтения: 5 минут
153

Новая номенклатура: блеск на фоне нищеты

ВЫХОД В. Путина на второй срок при 71% голосов "за" дает ему серьезный запас политической устойчивости. А отставка М. Касьянова и реорганизация кабинета министров означает расставание с кадровым резервом ельцинской "семьи". На сцену выходит новая номенклатура. Каковы ее особенности?

ПРЕЗИДЕНТА часто упрекают в том, что он привел за собой группу "питерских" и насытил власть силовиками. Но на кого мог опереться президент? Еще в 2000 г. было очевидно, что у него есть кадровые трудности. На Западе вновь избранный лидер приходит со своей командой, которая формируется из ядра победившей партии. В. Путин - внепартийный лидер. Ему до сих пор приходится собирать людей "с миру по нитке".

Кадровый резерв КПРФ не годится для этого по идеологическим соображениям. В СПС в основном обосновались специалисты "разговорно-тусовочного жанра", получившие полный "отлуп" у избирателей. Отчасти пригодилось "Яблоко": в новой обойме власти от него оказались три человека - В. Лукин, И. Артемьев и А. Шишлов.

Что касается резерва "Единой России" и "Партии жизни", то президент о нем, похоже, невысокого мнения. Кроме А. Жукова, ставшего вице-премьером, В. Путин из "партии власти" не соблазнился никем. Даже премьера "выписал" из-за границы. Это и неудивительно: набор в "Единую Россию" зачастую шел не по компетенции, а по градусу преданности и карьерному нюху. В. Путину же для второго срока нужны не сторожевые псы, а компетентные менеджеры для его проектов модернизации.

А как было?

ВО ВРЕМЕНА Сталина - Хрущева - Брежнева кадры для "диктатуры пролетариата" поставлялись исключительно из резервов КПСС. При этом чиновники были глухой стеной отгорожены от экономики. Все решения принимались в ЦК КПСС, в Госплане. Министерский чиновник, по выражению Сталина, был винтиком в государственной машине. А поскольку недра являлись общенародной собственностью, то ни министр, ни первый секретарь обкома, ни даже Генеральный секретарь ЦК КПСС (при всей их немыслимой власти) не могли отлить своим фаворитам или членам семьи немного нефти или дать лицензию на разработку алмазов. В СССР номенклатурные должности получались от власти и конвертировались только во временные блага - дача, квартира с улучшенной планировкой, паек, машина, прислуга, спецполиклиника. С уходом с должности сладкий пирог исчезал.

Номенклатура "переходного периода", сложившаяся за ельцинское десятилетие, была крайне разношерстной. Там были и остатки "шестидесятников", и "завлабы", и политизированная интеллигенция, и ельцинские "земляки", и военные, которых Ельцин задабривал из страха потерять власть. Бандитский капитализм 1992-2000 гг. круто изменил и систему "кормления" номенклатуры. Олигархам требовались люди совсем иного жанра. Умеющие "распилить", "откатить", "нарисовать схемку", "договориться по понятиям", "наехать на конкурента", "уйти в офшор" и т. д.

В условиях рынка чиновники быстро научились конвертировать административный ресурс в валюту. Сегодняшние "винтики" стоят на приватизации собственности, на раздаче лицензий, на налоговых льготах, на импортных квотах, на "закрытых" аукционах. Тарифы и проценты хорошо известны: от десятков тысяч до нескольких миллионов долларов. При таком масштабе "откатов" крупный чиновник фактически лишился страха потерять должность. Одна крупная сделка - и ты обеспечен на всю жизнь.

Отсевная кампания

ЧТОБЫ конвертировать личный успех в успех страны, В. Путину требуется мобилизация интеллектуальных и управленческих ресурсов, деловой элиты и новой номенклатуры.

В только что сформированном правительстве имеется большая прослойка чиновников "родом" из крупных финансово-промышленных групп. В самом этом факте нет ничего предосудительного. В условиях рынка взаимодействие власти и бизнеса необходимо. Но новому премьеру нужно внимательно присмотреться, кто из подчиненных готов принять новые правила игры и работать на государство, а кто остался на игле у олигархов.

Номенклатурная чистка осложнена тем, что соратники по денежному кровообращению научились легко отбивать своих. Возникла система круговой номенклатурной поруки. Недавно за взяточничество в крупном размере Мосгорсуд приговорил двух крупных чиновников Минэкономики к 8,5 и 7 годам лишения свободы. Условно! А ведь взятки были не условные, а настоящие. По признанию бывшего министра МВД Б. Грызлова, из сотен расследованных дел "крупняка" до суда доходят единицы. Большинство разваливается за взятки или "по указанию сверху".

Не нужно тешить себя иллюзиями. Номенклатура, особенно аппаратная, непобедима. При любой власти она сумеет соблюсти свой интерес. И дело не в том, чтобы посадить чиновников на голодный паек, заставить дрожать от страха, как при Сталине, или устраивать министерскую чехарду.

За девять лет своего бурного правления Б. Ельцин сменил восемь правительств, двести министров, шесть глав своей администрации, восемь секретарей Совета безопасности, а результат оказался плачевным. В последние десять лет номенклатура жирела на фоне нищеты большинства населения, думая лишь о своем интересе.

Перед президентом и новым премьером стоит задача разрушить круговую поруку номенклатуры и заинтересовать ее в работе с учетом национального интереса России. Если они не смогут этого добиться, проект модернизации России, предлагаемый В. Путиным, будет обречен на провал.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно