Примерное время чтения: 7 минут
160

Любовь под софитами

МЫ ЛЮБИМ смотреть "про любовь". А вот актеры, которым приходится эту самую любовь играть, утверждают: дело это нелегкое. Изобразить нежность, страсть, любовное сумасшествие так, чтобы зритель поверил и забыл, что это актеры, а не "взаправдашние" любовники, могут далеко не все. При этом многие партнеры по любви на сцене и экране "доигрывались" до совершенно реальных, жизненных романов. Помогает ли любовь, сексуальное влечение к партнеру в работе или мешает? И может быть, лучше играть страсть с холодным сердцем?

Актерский роман - подспорье?

РЕЖИССЕРЫ, которые ставят спектакли или фильмы про любовь, говорят: роман между актерами - огромное подспорье.

- Любовь - это чувство, которое менее всего подлежит имитации. И в жизни, и тем более на сцене, - считает театральный режиссер Валерий Фокин. - Конечно, есть набор штампов: можно слезу пустить, на колени упасть. Но чтобы от партнера к партнерше исходили какие-то токи, какая-то подлинная энергия - такое имитировать сложно. И не случайно часто партнеры-любовники по сцене влюблялись друг в друга в реальной жизни. Был такой период у двух знаменитых артистов БДТ. Они были мужем и женой, играли любовные сцены в спектаклях. Потом разошлись, но тем не менее в день, когда они должны были играть, она душилась духами, которые он помнил и любил.

У киношников существует довольно циничная поговорка: "Режиссер любит актрису, только пока он ее снимает". Примеров тому не счесть, самый яркий, наверное, Андрей Кончаловский, описавший все свои "производственные романы" в "Возвышающем обмане". Но на каждое правило существуют свои исключения, когда встреча с актрисой становилась для режиссера судьбоносной.

- У меня почти на каждой картине завязывался какой-нибудь головокружительный роман, - рассказывает кинорежиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич. - Все рекорды побили "Д'Артаньян и три мушкетера": за время съемок фильма три пары поженились, родилось трое детей и закрутилась пара бурных романов. Мне это очень помогало. На съемках "Узника замка Иф" у двух персонажей, не связанных между собой ни одной сценой, случился невероятный роман. В итоге ни он, ни она ни до, ни после этого фильма так не играли. Потому что, во-первых, каждый из них хотел показать себя с лучшей стороны, а во-вторых, влюбленный человек живет на таком высочайшем накале чувств!

То же самое произошло и со мной. Единственный раз в жизни я влюбился по-настоящему, влюбился в свою нынешнюю жену Надиру. Она играла у меня в "Узнике замка Иф". И я снял благодаря этому один из лучших своих фильмов.

Актерский роман - допинг?

РЕЖИССЕРЫ и актеры признаются, что одно из непременных условий, при котором роль любящего человека получится, - это истинная влюбленность в своего партнера. Ален Делон вспоминает работу над спектаклем "Как жаль, что она шлюха" (в это время их роман с Роми Шнайдер был в самом разгаре): "Мы с Роми тогда очень любили друг друга. Играть с человеком, которого любишь, - совсем иное дело. Нет надобности ничего форсировать". В каждую реплику типа "За каждый твой взгляд я готова ответить десятью" или "Пошли же, теперь нам надо учиться любить друг друга" они вкладывали столько чувства, что у окружающих мурашки бежали по коже. Ситуация повторилась на съемках фильма "Бассейн", где Шнайдер и Делон встретились через много лет после их разрыва. И то удовольствие, с которым они играли влюбленную пару, сцены любви, передалось всей съемочной группе. Они словно решили повторить свой роман, но - на глазах у миллионов зрителей. И зритель поверил! Газеты запестрели статьями о том, что Роми и Делон вновь хотят быть вместе. Увы, это была всего лишь талантливая игра талантливых актеров. Но - актеров, любивших, пусть и когда-то, друг друга.

- Все четыре года, в течение которых шли съемки сериала "Рожденная революцией", стали нашим медовым месяцем, - говорят супруги-актеры Наталья Гвоздикова и Евгений Жариков. - Это очень нам помогало, хотя мы сами себе усложнили задачу: за весь фильм ни разу не поцеловались! Но, как говорят знающие люди, любовь там просвечивает сквозь каждый кадрик, в котором мы были вместе. А случалось, что любовь нам мешала.

Действительно, мешала. С одной оговоркой - любовь к мужу мешала проникнуться нежными чувствами к другому партнеру. Наталья Гвоздикова теперь уже со смехом вспоминает, как снималась вместе со Львом Прыгуновым в фильме "Опасные друзья". Они играли влюбленных. "И каждый раз, когда мне надо было со Львом целоваться, на меня нападал какой-то нервный смех. В конце концов Прыгунов нашел выход - перед тем, как меня поцеловать, он больно наступал мне на ногу - тут уж было не до смеха. Так мы эти сцены и снимали!"

Актрисе Вие Артмане пришлось как-то играть любовные сцены почти сразу же после рождения ребенка. "Я в кадре целуюсь, а моя трехмесячная дочка за углом, тут же, на съемочной площадке, запеленутая лежит". Тут уж не до нежных чувств! И все же... "Моя жизнь была счастливой, потому что я любила своих партнеров, - говорит Вия Фрицевна. - Я каждый раз искала в нем мужчину, которого не было рядом в жизни и которого я бы хотела иметь. И ту нежность, которой мне не хватало в жизни, я от них получала на съемочной площадке. От того же Жени Матвеева в "Родной крови". А иначе сыграть было бы невозможно. Не почувствовав "прикосновения". Но - не более того..."

Актерский роман - помеха?

А ВОТ актеры-мужчины часто говорят, что реальные чувства к партнершам мешают им достоверно играть в кино или спектакле.

- Любовь мешает. Она делает человека не только счастливым, но и... неумным, - говорит актер Валерий Гаркалин. - И уж тем более страсть. Ты должен работать на сцене, а в тебе в этот момент страсти бушуют! Это такое неподспорье... От внутренней борьбы роль получается плоская, неинтересная. И в конце концов ты понимаешь, что страсть надо гнать вон из себя. Какая это пытка!

По мнению же Сергея Маковецкого, фантазия намного богаче знания. "Я читал, что на съемках какого-то фильма между партнерами возникло настоящее чувство и любовную сцену они сыграли тоже "по-настоящему". А когда отсмотрели материал, поразились - на экране это выглядело абсолютно неэротично! Многие считают, что надо пережить, чтобы сыграть. Чепуха! По-моему, в имитации больше фантазии, ощущений, недосказанности, игры".

- По-моему, все зависит от двух вещей - от материала и от того, на какой стадии находятся отношения, - считает актриса Марина Зудина, жена Олега Табакова. - Иногда это может быть сильным допингом. Когда люди только-только начинают испытывать друг к другу симпатию, мне кажется, это очень помогает. Когда играют муж и жена - тем более не приходится себя специально разжигать. Про себя же скажу - мне любовь мешала тогда, когда мы не были еще официально женаты с Олегом Павловичем. Когда привыкаешь чувства скрывать, очень трудно выплеснуть их на сцене. У Табакова есть идея - поставить "Перед заходом солнца" Гауптмана. Я понимаю, что мне будет очень сложно играть вместе с ним, потому что это слишком личное, слишком про нас: история молодой женщины, которая влюбляется в человека много старше себя, в результате от него отворачивается семья... Мне гораздо проще выворачиваться наизнанку, когда я "прикрываюсь" ролью. Тогда я больше личного из себя могу вынуть, больше открыться... Если я "прикрыта" ролью, я более свободна в проявлениях чувств. Но не могу выносить на люди личные отношения, в этом случае приходится "закрываться".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно