Примерное время чтения: 8 минут
294

Александр Бисеров: "Право на ошибку"

СЕГОДНЯ разговор о проблемах обучения детей письму и чтению методом "врожденной грамотности" продолжает преподаватель русского языка А. Ю. БИСЕРОВ. Александр Юрьевич Бисеров. Представляет новое поколение преподавателей курсов "Репетитор". Пишет диссертацию о "положительной" педагогике.

МЫ уже давно поняли, что "отрицательная" педагогика, или педагогика "запрета", вредит учебному процессу. Окриками "не вертись!", "смотри на доску!", "остолоп - ничего не учишь!" добиться положительного результата невозможно. Во-первых, никто не любит, чтобы на него кричали, во-вторых, нужно создать такую атмосферу на занятии, чтобы ребенок сам не вертелся, сам хотел смотреть на доску, сам все учил. Да, необходимо воспитывать сознательность. И нужна для этого "положительная" педагогика.

Первое занятие. Ты входишь в кабинет и видишь, что несколько ребят смотрят напряженно, они зажаты и скованны: русский язык для них как дракон из сказки - что-то непонятное, неясное и к тому же пугающее. И с первого же занятия приходится решать классический вопрос: "Как убить дракона?" С "непонятным" и "неясным" позволяет справиться метод "врожденной грамотности". Четкое структурирование материала, его тщательный отбор устраняют ту путаницу, которая существует в головах наших деток (она появляется из-за сложной формулировки правил в школьных учебниках; смена школы - смена учебника, ведь сейчас в школах действуют три параллельных курса). А вот в устранении "пугающего" главную роль начинает играть личность преподавателя. И здесь важно все: и то, как ты вошел в кабинет, и твоя интонация, и твой жест, твоя прическа, в конце концов. Войдя в класс, мы все свои проблемы оставляем за дверью: три часа ты отдаешь себя каждому ребенку. Да, на наших курсах мы осуществляем индивидуальный подход.

На первых занятиях уже видны основные проблемы ребенка: это могут быть причины и психологические (конфликт со школьным учителем, неумение концентрировать внимание, личная неорганизованность), и просто лень-матушка, а может быть, и что-то более серьезное - дисграфия, дизлексия.

Основная же причина - чтение, вернее, его отсутствие.

К сожалению, приходится признать, что большинство приходящих заниматься на курсы "Репетитор" не читают: у кого-то страдает техника чтения, кто-то просто не любит читать (почему - отдельный вопрос). А если ребенок мало читает, то у него и очень бедный словарный запас, не позволяющий подобрать проверочное слово, и отсутствует определенный читательский опыт, который позволил бы видеть и слышать предложения, которые строятся в принципе одинаково. А ограниченность речевого опыта приводит не только к орфографическим ошибкам. Так, например, в предложении "В том месте, где дорога соприкасалась с массивами, отца Федора обдавало солеными брызгами" ребята, не привыкшие к употреблению слова "массив" со словами "горный", "лесной" или "жилой", так расставляют знаки препинания: "В том месте, где дорога соприкасалась с массивами отца Федора, обдавало... брызгами". Нередко у тех учащихся, которые имеют малый словарный запас, возникают проблемы с написанием слов "золочен...ый билет", "воронен...ые часы". Определяя, что данные слова образовались от существительных "золото" и "ворона" с помощью суффикса "енн", они, естественно, делают ошибку. Хотя достаточно большой читательский опыт мог бы им подсказать, что, во-первых, люди не делают часы для ворон, во-вторых, эти слова образованы от глаголов "золотить" и "воронить" и, следовательно, пишутся с одной "н". Поэтому желающий овладеть грамотным письмом ребенок должен иметь определенный читательский, речевой и, если хотите, даже интеллектуальный уровень.

И со всеми этими проблемами помогает справиться "положительная" педагогика. Здесь очень важен эмоциональный настрой, энергетический заряд преподавателя. Нужно сопереживать ребенку, радоваться его успехам, огорчаться промахам, но никогда не ругать. У нас вы не услышите грубых окриков: "тупица", "остолоп", "неуч", наоборот - любое достижение ученика, пусть самое маленькое, получает одобрение преподавателя. Учителя стараются на каждом занятии каждому ученику создать так называемую ситуацию успеха. У меня занимался Коля - слабенький мальчик, огромные пробелы в знаниях (даже не мог правильно определить часть речи). Первые два занятия половину заданий мы выполняли вместе с ним, и на каждый его успех (пусть всего лишь в одном предложении или слове) у меня находилось подбадривающее слово: "Молодец!", "Так держать!", "Ведь можешь!" А на третьем занятии его прорвало - у него практически получилось все. Коля даже преобразился: плечи расправились, голову стал держать прямо, а в глазах радость: "Я могу!" Но после восьмого занятия Коля резко "притормозил": стал чаще ошибаться в упражнениях, пропускал элементарные ошибки при проверке диктантов. А когда мы пообщались с мамой, выяснилось, что причиной тому я - преподаватель.

Я стал меньше его хвалить и подбадривать - он снова стал чувствовать себя неуверенно, решил, что раз я хвалю его меньше, то он больше ошибается и не способен усвоить более сложный материал. Так что, когда Коля пришел продолжать обучение на третьем уровне, я очень внимательно следил за "дозой" доброго и ласкового слова в его адрес.

А как пугают ребенка слова "диктант", "контрольный тест". Это надо видеть на первом занятии: ребенок краснеет, лоб покрывается испариной, руки дрожат, еще минута - и обморок. В этом виноваты те взрослые, которые из каждой ошибки, а то и описки делают трагедию. Они лишают свое дитя, своего ученика права на ошибку. И у ребенка вырабатывается мощнейший комплекс - "боязнь ошибки". Но ведь на любую ошибку можно отреагировать с юмором. Конечно, когда ребенок пишет слово "пьедестал" через Ъ знак, можно сказать: "Бестолочь, в таком элементарном правиле ошибся". А можно: "Молодец, завтра выдвигаемся на Нобелевскую премию по поводу открытия в русском языке приставки П". И от занятия к занятию снимается страх ребенка перед ошибкой (выходит, и страшного дракона можно приручить), он уже не боится диктантов, потому что понял: во время диктанта надо внимательно слушать и внимательно проверять написанное.

Кстати, о проверке диктантов. Уже давно специалистами подсчитано, что причиной трети ошибок, которые ребята делают в диктантах, является элементарная невнимательность, основанная на таком понятии психологии, как "стандарт восприятия". Что это такое? Например, вам показывают коробок спичек и просят приблизительно определить его высоту. Вы говорите: "5 сантиметров". Потом коробок относят на 10 метров и задают тот же вопрос. И хотя высота коробка для вашего глаза явно уменьшилась, вы снова с уверенностью сообщаете: "5 сантиметров". То же самое происходит с ребенком во время диктанта.

Он слышит и анализирует текст диктанта четыре (!!!) раза - чтение учителем текста до и после диктовки, сама диктовка и написание. И, естественно, ваш ребенок уверен, что он все написал правильно и нечего тут проверять. Но когда он получает проверенный диктант, видит, что допустил 2-3, а то и больше досадных ошибок. Есть прием, который позволяет разрушить "стандарт восприятия" и по-новому увидеть текст диктанта (он, кстати, описан еще в дореволюционной методике преподавания русского языка). Этот прием предполагает проверку текста с конца - от последнего предложения к первому. Тогда общая связность текста разрушается, ребенок по-другому видит текст и по-новому воспринимает его интонационно. Если позволяет время, хорошо бы и каждое предложение прочитать справа налево по словосочетаниям. Тогда лучше можно осознать и проверить отдельные слова (особенно хорошо для проверки корневых безударных гласных и написания окончаний прилагательных и причастий).

Конечно, нельзя утверждать, что после занятий на наших курсах все ребята заболевают всепоглощающей любовью к русскому языку, но то, что нам удается изменить их отношение к предмету, - это факт. Все преподаватели знают Никиту - живую легенду. Этот мальчик, начиная с 8-го класса, каждый год осенью приходил к нам на курсы, потому что ему нравилось у нас учиться. У меня занималась Инна - сообразительная девушка, добилась высоких результатов уже после изучения третьего уровня, летом поступила в вуз. Кажется, все - цель достигнута. Но вдруг в сентябре встречаю ее в коридоре:

- Инна, какими судьбами? Ты же поступила?!

- А я пришла на четвертый уровень: хочу знать больше.

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

ПРИГЛАШАЕМ к разговору родителей и педагогов, школьников - всех, у кого есть проблемы с преподаванием или обучением. Связавшись с нами по горячей линии (095) 928-34-76 с 16.00 до 21.00 ежедневно, вы можете задать интересующие вас вопросы. Вам ответят специалисты "Репетитора" - преподаватели, психологи, консультанты и автор метода "врожденной грамотности" Ольга Олеговна Веровенко. Наиболее интересные фрагменты этих бесед мы опубликуем. Для тех же, кого интересует зачисление на курсы, мы приводим ниже подробную информацию.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно