Примерное время чтения: 7 минут
134

Теперь нас считает генерал ФСБ

В ИЮЛЕ исполняется 100 дней с того момента, как Счетную палату РФ возглавил Сергей СТЕПАШИН. Назначение силовика на пост главного бюджетного контролера могло означать только одно: отныне, как говорил герой Папанова в известном фильме "Берегись автомобиля", мы будем прямо-таки нещадно бороться с теми, кто живет на, допустим, нетрудовые доходы. Однако, вопреки ожиданиям, никаких громких разоблачений с Зубовской площади за эти 100 дней не последовало. Кроме одного - Степашин объявил, что встречался с президентом и тот просил его "посмотреть ряд объектов". Все объекты, разумеется, - равноудаленные. Однако мы предложили Сергею Вадимовичу приоткрыть завесу: что же в первую очередь интересует президента?

- В списке порядка 40 пунктов. Могу сказать, что интересует президента не поиск какого-то криминала, а направления, где крутятся действительно серьезные деньги. Это и естественные монополии, и "не естественные". Стоят за ними совершенно разные финансово-промышленные группы. У президента нет любимчиков. Ну вот, на ваш взгляд, кто сегодня у Путина в любимчиках?

- Ума не приложу.

- Беда наша заключается не в том, что у нас много богатых людей и есть олигархи, а в том, что государство не смогло создать всем равные условия игры. Сотни предприимчивых людей, которые могли бы работать на благо страны, оказались за бортом, потому что не были приближены к телу. Не попали в команду или в окружение. Вот у Путина принцип другой - равноудаленность. И я уверен, что он его реализует. Те люди, которые сейчас пытаются доказать, что они ближе к телу, что имеют право на последнее слово, скоро почувствуют это на себе. Давайте лучше вернемся к этому разговору осенью.

Русский характер: крадут

- Мы привыкли, что Счетная палата - нечто мирное, этакое бухгалтерское. Чего-то там люди считают, рассуждают о бюджетном процессе: вот, мол, денежки пошли по этому счету, а должны были по тому. Пишут бумаги.

- Да, Счетную палату у нас недооценивают. А это, между прочим, главный орган внешнего финансового контроля в стране. Хотя, по большому счету, никто не хочет, чтобы его учили, показывали, где деньги разворовываются, где они расходуются неэффективно.

- Вот именно, что учат и показывают, а результат-то нулевой! Возьмем последние скандалы: "Мабетекс", "Норильский никель". Это ведь в свое время начинала Счетная палата. А шума такого не было. Странно как-то получается: то не имелось замечаний, а то вдруг целое уголовное дело?

- Замечания и тогда были, и очень серьезные. Все материалы, касающиеся крупнейших объектов приватизации, Счетная палата передала в прокуратуру. Вокруг "Норильского никеля" сейчас подняли крик, что якобы пересматриваются итоги приватизации. На самом деле к этому прокуратура претензий не высказывает. Более того, Счетная палата сделала заключение, что новый собственник достаточно эффективен. Вопрос в другом: та ли цена - 170 млн. долл. - была заплачена государству за пакет акций "Норильского никеля"?

До 95-го года вообще многое раздавалось бесплатно - лишь бы приватизировали. Поймите правильно: мы не против частной собственности, мы не против рыночных отношений. Но мы против того, что государственная собственность расходуется абсолютно неэффективно. Сейчас усиливаются позиции государства в "Газпроме", в РАО ЕЭС. Предложения на эту тему в свое время содержались в выводах Счетной палаты. Вот и МВФ сейчас намерен принимать решения о кредитовании России только с учетом заключения нашей Счетной палаты. Обычно требуется внешний независимый аудит. А МВФ нам доверяет. Это приятно.

- За последние пять лет Счетная палата провела 3,5 тысячи проверок. Выявили 240 незаконно растраченных миллиардов, в бюджет вернулось только 32. Посадили ли хоть кого-нибудь, неизвестно. Вы, в прошлом министр внутренних дел, директор ФСБ, не хотите навести порядок?

- Вот только не "посадить"! На мой взгляд, чем меньше сидит, тем лучше для страны. Не верите - спросите у Гусинского. Я считаю, нужно не столько сажать, сколько сделать так, чтобы человек боялся нарушить закон. С Генпрокуратурой мы сейчас договорились, что по всем представлениям, а их было более 280, мы снова проведем экспертизу и выясним, по каким причинам не были возбуждены уголовные дела. Мы создаем специальное подразделение по взаимодействию с силовыми структурами, которое возглавит генерал ФСБ. Со всеми подписаны соглашения - о сотрудничестве и об обмене информацией. Мы договорились, если видим, что существует предмет для уголовного преследования (а он есть почти везде) ...

- Неужели везде? Куда бы ни пришли бюджетные деньги - везде воруют?

- Это как сказать... Люди в погонах считают, что воруют. Те, кто этим занимается, называют "нецивилизованным бизнесом". В нашей стране, к сожалению, сейчас выработался принцип такой, я бы сказал, стиль жизни: все друг друга кидают. И лица у всех непроницаемые, как в той рекламе, помните, где идут люди без глаз. Страшная реклама. Они и в политику тот же коммерческий принцип переносят: как привыкли друг друга кидать, так и продолжают. Нельзя вести себя цинично. Нельзя придумывать "реформы" на сталинских дачах, глядя на жизнь из тонированного окна автомобиля, считая всех окружающих быдлом. Нельзя врать! Иначе все рухнет... Ну, будем надеяться, что этот переходный период скоро закончится.

- Что-то затянулся переходный период...

- Это, кажется, Хрущев обещал в 70-м году показать обществу последнего осужденного, а к 80-му построить коммунизм. Ну и что у него получилось? Природа человеческая такова: рядом постоянно должен быть некий контролер. Чиновник должен знать, что его обязательно проверят, так что просто положить деньги себе в карман он не может.

Кредит под рога и копыта

- На последней коллегии мы рассматривали вопрос. Город Владимир. Всемирный банк выделил России 275 млн. долл. на решение жилищной проблемы. Хороший кредит? Владимир из этих средств получил свою долю для создания системы передачи ведомственного жилья муниципалитету. Я бы за эти деньги не то что жилье передал, Владимир бы заново отстроил. Ничего, конечно, не передали. А полученные средства пошли в основном на зарплату людям, которые сами себе эту программу придумали. Кредит, естественно, нам надо возвращать с процентами_ Возьмите разного рода НИИ по вопросам реформирования России, которые мы содержим, где зарплата по 18 тысяч долларов! Надо же совесть иметь!

- Вы-то своей зарплатой довольны?

- Что значит "доволен"? По крайней мере, она на уровне премьерской.

- А как вы относитесь к последним предложениям по "реформированию государственной власти" - поднять чиновникам зарплату: министру - до 5 тысяч долларов, замам - до 2,5 и т. д.?

- Это все гипотетически. То, что труд чиновника должен нормально оплачиваться, - совершенно очевидно. Другое дело, где взять такие деньги. На это ведь, кажется, требуется 5 млрд. долларов?

- Вы себе кабинет выбрали на шестом этаже. Высоты не боитесь?

- Ну, это не высота. Вообще все зависит не от этажа, а от того, в каком здании он находится. Здесь работа интересная. А так я не сторонник кабинеты менять. Что тут изменилось? В приемной был один человек - стало два, потому что у меня несколько длиннее рабочий день: с 8.30 до 20.30, и по субботам я работаю тоже. Зелени прибавилось, картины появились, справочные материалы: учиться надо. Открыли столовую для сотрудников. Сейчас еще один корпус будем строить: здание-то красивое, а в кабинетах по 6-7 человек. Инспекторам Счетной палаты даже охрана не положена. Можете себе представить? Инспекторы хлебнадзора и те охраняемые, а наши работают с миллиардными суммами!

Когда я возглавлял комиссию по коррупции, понял, что главное - не какие-то уголовные дела, хотя и это важно. У нас, к сожалению, законы такие, что везде есть дыры, через которые можно увести деньги. Так что главное - это экспертиза нашего экономического законодательства на предмет его коррупционности. Это, я считаю, должно стать еще одним крупным направлением работы Счетной палаты.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно