Примерное время чтения: 8 минут
318

Эрик Бугулов: "В бесланской трагедии виноваты мы все"

Официальное следствие по теракту в Беслане еще не закончено. Так же, как и не готов итоговый доклад парламентской комиссии, которая вела свое, параллельное расследование. Сенатор от Республики Северная Осетия - Алания Эрик БУГУЛОВ рассказал "АиФ" о том, с чем столкнулись члены комиссии в ходе своей работы.

- ЭРИК Русланович, насколько я знаю, жители Беслана доверяют именно тому расследованию, которое ведет комиссия, потому что считают, что следствие от них многое скрывает. Будет ли оправдано это доверие?

- Складывается такое впечатление, что не все не только в Осетии, но и вообще в России правильно понимают роль комиссии в данном расследовании. Работа следственной группы Генпрокуратуры заключается в том, чтобы определить степень вины конкретных людей, организовавших теракт и допустивших его осуществление. Задачи комиссии гораздо шире и масштабнее. Мы должны проанализировать действия государственных органов до того, что случилось в Беслане, во время самих трагических событий и после них. Выводы нашей комиссии будут содержать оценку работы всех задействованных структур, а также должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности людей. Рекомендации будут касаться того, что необходимо сделать на политическом, законодательном, экономическом и административном уровнях, чтобы теракты, подобные Беслану, никогда не повторились.

Нет ни одного неопознанного тела, и ни один из тех, кто был в заложниках в школе в тот день, не объявлен в розыск

- ЛЮДЯМ нужны конкретные виновники, которых можно привлечь к ответственности. Но пока есть только один уцелевший Кулаев, которому скоро вынесут приговор, и все. Скорее всего, больше никто за тот ужас и не ответит.

- Так или иначе, в бесланской трагедии виноваты мы все: кто-то выписал бандиту паспорт, кто-то выпустил террористов из тюрьмы (например, в Ингушетии). Трагедия стала возможна из-за общего кризиса, поэтому ответственность лежит на государстве. По-человечески я бы поступил так, как поступают во многих странах. В США, после того как был опубликован доклад парламентской комиссии по 11 сентября 2001 года, где, кстати, не было названо ни одной фамилии, все руководители спецслужб подали в отставку. Или последний пример в Японии, где произошла железнодорожная катастрофа. Причиной стало стечение обстоятельств. Казалось бы, при чем здесь государство? Но первые лица вышли и покаялись перед своим народом. У нас же до сих пор ни один человек не извинился за то, что случилось в Осетии.

- Скажите, с кем из должностных лиц вы беседовали и ответили ли они на вопрос, почему их не было в Беслане 1-3 сентября?

- Мы имели возможность задать этот вопрос секретарю Совета безопасности И. Иванову, министру внутренних дел Р. Нургалиеву, директору ФСБ Н. Патрушеву, начальнику Генерального штаба Ю. Балуевскому. Встречались также с премьером М. Фрадковым. Особо хочу подчеркнуть, что не было ни одного случая, чтобы кто-то уклонился от встречи с нами.

Так вот, по их словам, оперативная обстановка в самом Беслане и в стране в целом была такова, что руководителям спецслужб и вообще высшим лицам страны в тот момент не следовало собираться на территории одного небольшого города, к тому же удаленного от столицы. Это могло, помимо всего прочего, осложнить работу по освобождению заложников. Такие объяснения услышала комиссия. Но почему бы эти объяснения им лично не озвучить на встрече с жителями Беслана!

- Сегодня людей очень волнует, было ли заранее завезено оружие, удалось ли кому-то из боевиков уйти...

- Есть такие версии, которые не подкрепляются никакими фактическими данными и которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. Например, вопрос о количестве боевиков. Некоторые в Беслане уверены, что их было не 32, а гораздо больше. Но как это доказать? Одна учительница, ориентируясь на свой многолетний опыт работы, утверждает, что визуально их было больше. А следственная группа, исходя из показаний Кулаева и проведенных экспериментов, уверена, что их было 32. Говорят, что часть боевиков ушла, прикрываясь детьми, но нет ни одного неопознанного тела, и ни один из тех, кто был в заложниках в школе в тот день, не объявлен в розыск. Что касается информации о заранее завезенном оружии, есть показания одного 11-летнего мальчика, который говорит о том, что он лично выносил оружие из подвала по приказу террористов. Но экспертиза не обнаружила следов оружейного масла, которые в таком случае должны были остаться в тайнике. К тому же его показания не подтверждает ни один из тех, кто также был в школе.

Я думаю, что, несмотря на все наши усилия, "белые пятна" в бесланской трагедии по независящим от нас причинам все же останутся. К ним можно отнести вопрос о причине первого взрыва. Установить, почему он произошел - намеренно или случайно, - вряд ли удастся.

- Если говорить о применении огнеметов, что-то здесь не сходится: спецназовцы, которые своими телами закрывали детей и потому погибли 10 бойцов, - с одной стороны, и "шмели", которыми якобы пользовался тот же спецназ, - с другой. Кого винить?

- Я все три дня был на месте событий, и, насколько мне известно, освобождать заложников силовым методом не планировали. Любой человек в здравом уме этого бы не сделал. Неужели, когда произошел взрыв, надо было смотреть и ждать, когда все само собой разрешится?! Надо было действовать. И спецназ действовал. Слава богу, что там оказались и местные жители, которые на самом деле помогли многих спасти. Вспомните "Норд-Ост", когда вокруг все чего-то выжидали, а людям была нужна мгновенная помощь. Так что здесь винить некого.

Что касается использования танков и огнеметов... Официально подтверждается информация об их применении. В докладе этот эпизод будет рассмотрен.

Экспертиза не обнаружила следов оружейного масла, которые в таком случае должны были остаться в тайнике

- ВЫ видели видеокассеты, которыми располагает следствие? Что на них было?

- Я могу сказать о кассете, которую передала Би-би-си. На ней снят момент, когда в школу входит экс-президент Ингушетии Руслан Аушев, а затем из нее начинают выходить женщины и дети. Есть кадры линейки, снятые до того, как в школе появились террористы. На той пленке есть легко узнаваемые лица, в том числе Полковник - Руслан Хучбаров. Аушев разговаривал с ним о передаче детей. Говорили в основном на вайнахском, частично на русском. Зашла директор школы, которая просила не трогать детей, отпустить всех. Потом была расшифровка записи, и в конце боевики сказали Аушеву, что пусть никто из официальных лиц больше не приходит, потому что живыми оттуда никто не выйдет.

- Руслан Аушев общался с членами комиссии? Он рассказывал о требованиях боевиков?

- Он общался с некоторыми членами комиссии и ответил на их вопросы. Сказал, что в Беслан его пригласили глава МЧС С. Шойгу и замдиректора ФСБ В. Проничев. Он сказал, что никого из боевиков не знал. Про переговоры речи не было. Если бы боевики хотели договориться, они бы не стали сразу расстреливать 20 взрослых мужчин. А потом, договариваться с кем? С местными органами о том, что было в их компетенции? Например, выпустить кого-то из тюрьмы. Им же предлагали и это, и коридор, чтобы они ушли. И потом, почему не давали воду и еду для детей? Эти люди конкретно шли на смерть.

- Каким образом удалось избежать столкновений между ингушами и осетинами после теракта? Не раз слышала, что якобы людей в Беслане специально завалили деньгами, чтобы отвлечь от идеи мести, что "сверху" была такая установка для регионов посылать средства...

- Честно скажу, избежать конфликта удалось с большим трудом. Но его постоянно подогревают старой проблемой возвращения ингушских беженцев в Пригородный район Осетии. Этот вопрос действительно требует решения, людям надо помочь. Но я не понимаю, почему в такой тяжелый момент, когда люди в Осетии переживают кризис доверия по отношению к соседям, вместо того чтобы тактично подождать хотя бы год, пока не закончится траур, мы сталкиваемся с необъяснимым упрямством и настойчивым желанием ингушской стороны обострить ситуацию. Как мне кажется, многие в Осетии ждут простых человеческих извинений от ингушей и чеченцев за действия своих соотечественников. Это могло бы стать первым шагом по восстановлению доверия.

А разговоры о "принудительной благотворительности" категорически отрицаю! После трагедии люди шли и предлагали помощь - приносили значительные суммы, при этом даже не называли себя. Кто и с какого "верха" мог заставить их так поступить? Знаете, Беслан вскрыл очень много негатива, но и показал, что в наших людях еще много человеческого осталось. Весь мир откликнулся на нашу беду. Людская доброта и внимание помогают нам преодолеть это тяжелое испытание. Главное, сделать так, чтобы не были забыты все те, кто пострадал в результате этого чудовищного преступления, и не допустить его повторения нигде и никогда.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно