Примерное время чтения: 7 минут
233

КОНФЛИКТ. Большой театр. Большие проблемы

Что ездили и ездят до сих пор смотреть в Москве? Красную площадь и - Большой театр. Сколько десятилетий здесь, в этих стенах, все было самое-самое! Не успехи - триумфы, не аплодисменты - нескончаемые овации, не зарубежные гастроли - сплошные "покорения" и "завоевания" западной публики.

И даже эпоха гласности не коснулась национальной святыни. Хотя о возможном грядущем кризисе предупреждали, к примеру, "АиФ"- еще в конце 80-х. Рецензенты в основном соревновались в борьбе хороших эпитетов с лучшими. О неблагополучии же в Большом говорили в кулуарах. Росла тревога: что же происходит за величественными стенами на Театральной?

КРИЗИС НАЗРЕЛ

Внешне все было гладко и благопристойно. По-прежнему - широко рекламируемые зарубежные гастроли и премьеры - правда, чем дальше, тем больше оставлявшие привкус чего-то сомнительного или вторичного - как "Князь Игорь", премьера последнего сезона.

Но вот в самом конце сезона "кризис назрел", как говаривал вождь мирового пролетариата. "Скандал", "дворцовый переворот" - запестрели эпитетами публикации.

"Сор из избы" вынес директор Большого В. Коконин, порассуждав в одном из интервью о неблагополучии в театре и высказав сомнение в необходимости введенных еще при Сталине должностей главных - балетмейстера, дирижера, художника. Должностей с тех времен фактически пожизненных. Не надо объяснять, что за должностью стоит конкретная личность. А это сегодня - известные и уважаемые Ю. Григорович, А. Лазарев, В. Левенталь. На их практически неограниченную власть и "покусился" Коконин, предложив перевести всех служащих в Большом (и в первую очередь себя) на контрактную систему, как это практикуется во всем мире (предложения по этому поводу уже месяц находятся в правительстве).

Редакцию "АиФ" один за другим посетили представители враждующих сторон - В. Коконин (по приглашению) и А. Лазарев (по собственной инициативе, надо сказать, весьма настойчивой: сегодня вообще он один представляет публично интересы "тройки главных"). Но суть, смысл конфликта для нас в итоге яснее не стали. Зато ясно: страдает в Большом больше всех, как в неблагополучной семье, дитя. То есть - искусство. Есть закон, который в творческих коллективах срабатывает с горестным постоянством: когда нет творчества, нет Лидера, когда попросту нет живой, нормальной работы, неизбежно начинаются интриги и раздоры.

КТО ВИНОВАТ?

ХОРОШО было прежде: виновата всегда была "система": отдел культуры, горком партии или сразу ЦК. Кстати, напомню, в том же Большом в 1989 году партком театра не давал работать Ю. Григоровичу, и труппа и Коконин выступили в его защиту. Коконин тогда сказал: "Я не хочу быть директором, при котором из театра изгнали Григоровича". Но вот остались только враги внутренние, а они издавна в театральной среде все те же: амбиции, премьерство, странное пристрастие к креслу, к должности, помимо творчества. А власть у главных в Большом - абсолютна. В отличие от директорской: разрешив Нине Ананиашвили два дня порепетировать в зале Большого, Коконин выслушал от Григоровича такое!.. Теперь добавились еще и новые "враги" - вожделенные зарубежные поездки с оплатой куда выше, чем скромная материальная помощь на родине (в театре самый большой оклад у "звезды" - 420 тысяч).

Править бал стала Ее Величество Загранпоездка. Ю. Григорович, сделав за пять лет всего две постановки, да и те - новые редакции балетов "Корсар" и "Баядерка", создал зато в театре собственную Студию, куда быстренько перенес "Щелкунчика", "Лебединое", и стал гастролировать по миру. В апреле директор вынужден был закрыть студию, неизвестно на каких основаниях "приютившуюся" под крышей Большого.

Лазарев, поделив свой оркестр (а точнее - оркестр Большого театра России) на две части, тоже стал выступать с одной из них но странам и континентам, руководя еще и в Дуйсбурге оперой и оркестром, и оркестром Би-би-си. Надо ли говорить, что для родного Большого - для репетиций и настоящего художественного руководства - времени оставалось у главных совсем немного? За последние годы они отсутствовали в театре месяцами. А Лазарев на фестивале П. И. Чайковского минувшей осенью не продирижировал ни одним спектаклем - был с оркестром в Америке. Всего за семь лет он поставил как дирижер семь опер, половина из них уже не идет в театре. "Хорошо, - настаивает главный дирижер великого театра, видимо, подчеркивая свой патриотизм, - что я вообще еще здесь (подразумевается - "у вас") работаю, а мог бы, как Светланов или Рождественский, - только "у них".

Как и все, кто любит музыкальное искусство и Большой, глубоко уважаю творчество К). Н. Григоровича и А. Н. Лазарева. Но что же теперь? Объявить их заодно с Большим национальным достоянием и повесить табличку "охраняется государством"? Кстати, именно к государству кинулись (совсем в традициях былых времен!) главные, скоренько написав письмо Президенту с просьбой убрать своевольного директора. А потом и к правительству: в итоге разобраться в конфликте Большого поручено Ю. Ярову, вице- премьеру, курирующему культуру.

Только вот на поверку выходит, что конфликта-то как бы и нет! Контракты? Оказывается, главные только и дожидаются, по словам Лазарева, когда "неповоротливый" директор наконец их "пробьет" наверху. Кстати, одна из основных претензий к нему - "профнепригодность" как администратора и хозяйственника, неумение добывать деньги для Большого, а еще точнее - отсутствие "связей", выходов в правительство! Так только в этом, оказывается, причина очевидного творческого кризиса в Большом? Того, что не выпущены "Дон Кихот" и "Майская ночь", объявленные в прошлом сезоне? Для знатоков очевидно, что в постановочном отношении, в области режиссуры и вокала в Большом (где, кстати, вообще нет главного режиссера) многое давно воспринимается как анахронизм.

УТРОМ - ДЕНЬГИ, ВЕЧЕРОМ - ШЕДЕВРЫ?

НЕТ, не такой уж прямой видится связь между финансами и творчеством. К тому же если говорить о финансировании Большого (а теперь оно ведется государством - "отдельной строкой"), то деньги-то проще и просить, и "выбивать" под стабильный в творческом отношении и благополучный театр, под конкретные интересные планы, замыслы. И неужели не найдутся они и у государства, и у спонсоров - помечтаем хоть! - на новый балет Григоровича с оркестром Лазарева в декорациях Левенталя? Только вот где он, этот мифический балет? Замыслами своими главные как раз делиться не спешат. Сами не утруждаются, но и со стороны таланты не зовут, а ведь есть Колобов, Васильев, Брянцев...

Да, денег нет. Нет на Большой театр, как нет на детские дома, интернаты и больницы, на музеи, библиотеки, на жилье, да ни на что! Конечно, нужно особое, приоритетное внимание властей к проблемам Большого. И в этом смысле обращение к правительству вовсе не праздное. Но, наверное, все-таки не только в деньгах причина, и не в их количестве. И никакие деньги, "и никакие связи", как говорил Король из "Золушки", не сделают коллектив дружным, средние дарования - великими, творческого человека - Лидером. В самом деле, не считать же творческой программой главного дирижера "возможные" в туманном будущем - если дадут большие деньги, разумеется! - постановки "Аиды" с итальянцами, или Вагнера с немцами, или "Саломеи", и непременно опять с немцами? Грядет открытие Малой сцены театра - что мы на ней увидим?

Лазарев грозит не открыть сезон и покинуть свой пост, если останется Коконин. Обидеться и хлопнуть дверью подобно избалованной примадонне, а затем продолжать успешную карьеру за рубежом - невеликая доблесть. Но разве этого ждет сцена Большого, ждут две с половиной тысячи человек - коллектив театра, и миллионы любителей и поклонников музыки?

А все эти склоки и дрязги вне истинного творчества и без него в конце концов неинтересны. И судя по всему, не только нам. Последняя новость - отменены выступления балета Большого в Лондоне; билеты не раскуплены, западная пресса пишет о провале гастролей...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно