Примерное время чтения: 5 минут
137

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ. Г. САТАРОВ: "ПРЕЗИДЕНТУ НАДО ЧАЩЕ ОБЪЯСНЯТЬ СВОЮ ПОЗИЦИЮ"

Как известно, короля делает его свита. В свите Ельцина есть люди, о которых народ слышал, но знает мало и редко видит рядом с ним. Есть "засвеченные" фигуры: такие, как Коржаков, Илюшин, Суханов, Филатов. Другие известны меньше. Один из них - Георгий САТАРОВ. Что мы знаем о нем? Только то, что вышел из киселевских "Итогов". Как бойко он комментировал и прогнозировал события тогда! А сейчас? Советник Президента по связи с Федеральным Собранием и общественными организациями, человек, имеющий доступ к "телу" Президента. Насколько есть у него возможность реально влиять на Президента и на политику?

- Когда вы выступали в "Итогах", были конкретны. Сейчас выступаете как дипломат. Чувствуете разницу свободы? Что вы говорили тогда и что вы можете и не можете говорить сейчас?

- Разница, безусловно, есть. Когда я начинал в "Итогах", я не был чиновником, а теперь я чиновник, и этим все сказано. Это абсолютно сознательная самоцензура. Сейчас я уже включен в технологический процесс принятия решений, и это сильно ограничивает свободу выражения.

- Как вы оцениваете работу Госдумы за полгода?

- Считаю, что пока само по себе качество чисто законодательной деятельности не очень высокое. Почему так получается? Еще когда председателем ВС РСФСР был Борис Николаевич, была заведена такая практика: ни один закон в ВС не мог быть вынесен на первое чтение, если он не получал добро в Комитете по законодательству. Причем не политическое добро, а чисто юридическое. И это был работающий фильтр. Такого фильтра сейчас нет. Есть много политизированной конкуренции в разных вариантах. В этой конкуренции участвует не только Дума, но и правительство, Президент...

- Многие коммунистические и комсомольские лидеры пересели в другие кресла. Это говорит о том, что наша демократия показала свою несостоятельность?

- А в чем смысл демократии, по-вашему? В том, что меняются люди? Они меняются в результате дворцовых переворотов, резни, которая сопровождает их. Смена элит может сопровождаться демократическими переворотами, но может и не сопровождаться. Не это существенный признак демократии. Хотя, тем не менее, смена происходит.

- Но вы согласны, что все они остались на своих местах?

- Конечно, не согласен. Сейчас существенная часть разных председателей банков, акционерных обществ, крупных частных собственников - это бывшие партийные и советские работники. Тривиально известный факт. Они что, на своих местах остались?

- Как часто вы встречаетесь с Ельциным?

- Видите ли, это определяется производственной необходимостью. Общение имеет как минимум три формы - личные встречи, общение по телефону и через бумаги. Через бумаги - чаще, через встречи - реже. Дело в том, что у меня есть маленький комплекс, он заключается в том, что я очень не люблю другим людям мешать работать и не люблю, когда мешают мне.

- Что вам не нравится в Борисе Николаевиче?

- Не то что не нравится, скорее, чем я неудовлетворен. Есть две вещи. Первое - это не очень точное выполнение нормальной технологии подготовки и принятия решений. Не знаю, в какой мере это зависит от Президента, но думаю, что это во многом зависит и от всех, кто рядом с ним.

А если говорить собственно о Президенте, то мне кажется, что он недостаточно часто обращается к людям, не объясняет им свою позицию.

- Вы полагаете, что должны быть какие-то телевизионные встречи? А почему они не происходят? Может быть, ему не хватает времени или он не знает, что сказать?

- Он считает, что имеет право обращаться к людям только тогда, когда может сказать что-то веское. Президент для себя сформировал некое собственное представление о том, кто такой Первый Российский Президент. Как он себя должен вести, с чем он может и не может обращаться к людям. Мне кажется, что эта планка слишком завышена. Полезно было бы почаще объяснять людям, что происходит в стране.

- А вы об этом с ним говорили?

- И не один я.

- Известно, что Ельцин подписал распоряжение, из которого следует, что администрации Президента ежегодно будет выделяться в Москве 500 квартир. Такое впечатление, что все аппаратчики сейчас без квартир. За пятилетку все переедут в новые. Как вы относитесь к привилегиям: госдачам, машинам, специальному медицинскому обслуживанию?

- Я считаю, что высокопоставленный чиновник должен получать достаточно много, чтобы купить все, что ему нужно. Иметь необходимый для жизни комфорт. Но этот комфорт должен иметь и любой другой высокооплачиваемый человек, не член аппарата Президента, коммерсант, например.

Так и происходит. Есть бывшие кремлевские поликлиники, где за деньги могут получить услуги не только члены администрации Президента. Богатый предприниматель может отдыхать в том же пансионате, в котором отдыхают высокопоставленные чиновники. Важно прийти к тому, чтобы человек с высокой квалификацией, наделенный высокой ответственностью, получал много. А вот привилегий - спецполиклиник, домов отдыха и т. д. быть, в принципе, не должно.

Беседовала Татьяна ЦЫБА.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно