Примерное время чтения: 6 минут
112

НА ЗДОРОВЬЕ РОССИЯНИНА ТРАТИТСЯ 9 ДОЛЛАРОВ В ГОД, АМЕРИКАНЦА - БОЛЕЕ 2,7 ТЫСЯЧИ. Сколько нам жить отпущено?

В середине 60-х годов россияне жили столько же, сколько французы, немцы, англичане, американцы. Теперь, через 30 лет, европейцы и американцы живут в среднем до 77 лет, японцы - до 79 - 82. Россияне - до 64. А мужчины наши и вовсе - до 57,7 лет. Что же с нами происходит? К разговору об этом мы пригласили зав. лабораторией отделения демографии ИСЭИ Госкомстата Е. АНДРЕЕВА, зав. лабораторией ГНИИ профилактической медицины, автора недавно вышедшей книги "Почему умирают в России, как нам выжить?" И. ГУНДАРОВА и зав. отделом НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Семашко Т. МАКСИМОВУ.

И. Г.: Чтобы представить масштаб нынешнего демографического бедствия, сравним его для примера с черными в нашей истории тридцатыми годами: голод, коллективизация, высылки, репрессии. За счет этого страна потеряла 15 млн. человек (это те, кто умер в результате названных причин и по тем же причинам неродившиеся). То есть на 100 тыс. населения ежегодно уходили из жизни дополнительно 890 человек. В России за последние 4 года этот показатель (избыточная смертность и нерождение) составил 1150 (!) человек в год на каждые 100 тыс.

На снижении продолжительности жизни, естественно, сказалось ухудшение экономического положения. Но вот парадокс. США, 30-е годы, великая экономическая депрессия, падение валового национального продукта на 30%. У нас в 1993 г. ВНП снизился на 39%. То есть цифры экономического неблагополучия сопоставимы. Но демографического - в 8 раз выше. А вот в разрушенной послевоенной Германии при проведении экономических реформ Эрхарда демографическая ситуация даже улучшилась.

Все это говорит о том, что наши реформы несут в себе еще какой-то дополнительный негатив, сила которого значительно превышает влияние экономического кризиса.

Е. А.: Продолжительность жизни начала падать с середины 60-х годов. Причем не только у нас. Причины у всех одни и те же - загрязнение окружающей среды, урбанизация, технизация. Но в экономически развитых странах в отличие от нас это компенсировалось улучшением качества жизни. Одна из причин, которая была характерна только для СССР и стран Восточной Европы, - психологические стрессы, вызванные противоречиями между реальной жизнью и официальной пропагандой.

Существует мнение, что снижение смертности в нашей стране в 1986 - 1987 гг. - это результат социальной эйфории первых лет перестройки, пробудившихся надежд на лучшую жизнь. Но с 1988 г. рост смертности возобновился, а после 1992 г. - ускорился. В 1993 г. продолжительность жизни мужчин снизилась сразу на 3,4 г., а женщин - на 1,7 г. В мирное время такого никогда раньше не наблюдалось в России.

И. Г.: Я считаю, что главная причина такого обвала в том, что мы резко поменяли духовные ориентиры и жизненные установки. Долгие годы пропагандировались социальная справедливость, взаимопомощь, коллективизм, защита государства... В момент все это было отброшено, и стали внедряться индивидуализм, не ограничиваемое обществом богатство, эгоизм... Японцы, например, давно уже поняли, что эти "ценности" действуют разрушительно и на человека, и на общество. Они противопоставили им высокий уровень социальной поддержки человека. Общность целей, ощущение, что ты предмет заботы и уважения, по мнению ведущих западных психологов, помогает преодолевать стрессы.

Ситуация, когда одни неправедным путем богатеют, а другие, как бы ни старались, бедствуют, влияет на психическое здоровье, ведет к апатии, росту заболеваемости и смертности. Именно то, что мы сегодня имеем в России.

И вот итог: в 1993 г. 56 тыс. человек покончили жизнь самоубийством. Это на 25% больше, чем было убито. В общем, если ничего не изменится, к 2060 г. численность коренного населения России сократится вдвое. К такому же выводу пришли и американские исследователи.

Сокращается потребление основных продуктов питаний. Мяса (по сравнению с 1990 г.) на 24%, рыбы - на 49%, овощей - на 24%, фруктов - на 20%, молока -на 28%. Даже в осенний период около 30 - 60% населения не смогли обеспечить себя достаточным количеством витаминов.

Т. М.: В итоге у нас по сравнению с европейцами и американцами ускоряются возрастные процессы. Это у взрослых. У детей в бедных семьях наоборот - как бы тормозятся, снижается масса тела.

Смертность растет у нас гораздо быстрее, чем заболеваемость. То есть все чаще люди умирают тогда, когда раньше удавалось избежать печального конца. Значит, есть какое-то промежуточное звено. Я считаю, что это медицина. Опросы врачей в Москве, Вологде, Казани, Архангельске показывают, что люди сегодня обращаются к ним, когда болезнь уже запущена. Они боятся болеть, не берут больничный. На некоторых предприятиях больничные попросту не оплачиваются. Болеешь - сиди без денег. Болезни протекают на фоне невротических расстройств. В большинстве случаев врачи вынуждены обсуждать с больным, может ли он оплатить лечение. И 50 - 60% - не могут.

И. Г.: В США на здравоохранение расходуется в 300 раз больше средств, чем у нас. На здоровье россиянина тратится около 9 долл. год, на здоровье американца - более 2700 долл. Так что, если мы хотим идти к здоровью только путем увеличения материальных затрат, нужно увеличить наш ВНП на 350 млрд. долл. Это 4 госбюджета.

Т. М.: Наверное, это нереально сегодня. Хотя уверена: изменятся приоритеты в обществе - и денег на медицину больше найдется. Главным в иерархии ценностей нашего общества должен стать человек, его здоровье. Но дело не только в деньгах. Конструируя любые политические решения, нужно тут же посмотреть, как это скажется на человеке. А рекомендаций, что делать, чтобы мы были здоровы, меньше умирали, наукой наработано много. Каждый год все это поступает в правительство в виде государственного доклада. Но кому все это нужно?

Люди и сами готовы всерьез заниматься своим здоровьем. Но занятие спортом все больше становится уделом элиты. Корты, бассейны - удовольствие дорогое.

И. Г.: Но за здоровье общества в целом должна все-таки отвечать власть. Реально она будет заботиться об этом тогда, когда станет отчитываться не только по таким критериям, как дефицит бюджета или инфляция, а по конкретным показателям благополучия населения. Прежде всего: здоровье - продолжительность жизни, рождаемость и др.; удовлетворенность условиями жизни - питание, экология, медобслуживание и др.; духовное состояние общества - преступность, самоубийства, алкоголизм и др. Их динамика должна служить критерием компетентности правительства и способствовать поиску безопасных вариантов реформ.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно