Примерное время чтения: 9 минут
288

ПЛОХ ТОТ "ТЕХНАРЬ", КОТОРЫЙ НЕ ... ГУМАНИТАРИЙ. Академик Раушенбах: "Иногда очень трудно отличить бездельника от гения"

Времена от Сталина до Горбачева были для многих сфер нашей жизни периодом застоя, но только не для науки и оборонной промышленности. Вспомним таких "мастодонтов", как Капица, Королев, Курчатов, Ландау, Сахаров. К ним по праву можно отнести и академика Б. РАУШЕНБАХА, внесшего огромный вклад в теорию и практику ракетостроения. Сегодня 80- летний академик по-прежнему бодр и работоспособен, вот только заниматься космосом ему уже неинтересно... О том, что сегодня волнует Бориса Викторовича, с ним беседуют корреспонденты "АиФ" Дмитрий МАКАРОВ и Владимир СУИЧМЕЗОВ.

ФИЗИКО-ЛИРИК

- Как случилось, что вы, человек, так прочно связанный с техникой, занялись сугубо гуманитарными делами?

- Были две причины. Работа, которую я вел при Королеве, требовала максимальной отдачи. Я понял, что больше не могу ездить на Байконур, который мне уже осточертел. Из-за возраста - это первая объективная причина. Вторая - мне стало скучно. Дело в том, что в первые десять лет все было новое. Было интересно до первых "Союзов", а потом стало все повторяться. Как в автомобилестроении. Можно было сделать потолще, подлиннее, получше, поточнее, но все равно - то же самое. Мне же хотелось делать что-то новое.

- И вы ушли в преподавание?

- В преподавание я пошел для того, чтобы получать зарплату. Я преподаю ракетную технику, а область интересов ушла в гуманитарную сферу. Там можно сделать что-то новое.

- Кроме технических дисциплин, вы преподаете историю религии, иконопись, изучаете законы изобразительного творчества, пишете книги на эти темы. Вы чувствуете разницу в образе мышления людей техники и гуманитариев?

- Человек имеет две системы мышления: логическое мышление и образное. Логикой пользуются инженеры, физики, а другая система - образная - то, чем сильны писатели, художники, музыканты.

Свою первую книжку об искусстве я писал на понятном мне языке точных наук. В тексте не было математических формул (они были вынесены в приложение), но построение фраз, ход мыслей были логическими.

- А какой способ мышления нужен науке?

- Уверен, что нужны оба. Дело в том, что в процессе научной работы часто возникают очень важные решения на образном уровне. Иногда наступает такой момент, когда нужно отбросить логику. У меня были случаи, когда я долго не мог найти решения задачи, бросал ее, а потом через месяц где-нибудь в парикмахерской это решение приходило само.

- К какому типу мышления вы относите свой интеллект?

- Конечно, у меня логический тип. В образном мышлении я почти беспомощен. Не могу отличить хорошую картину от плохой, хотя логика и здесь мне в чем-то помогает.

- Как же добиться того, чтобы использовать оба этих типа мышления?

- Это уже делается в некоторых наших вузах.

Наш студент МФТИ на 3-м курсе должен сдать по выбору один гуманитарный предмет. Это могут быть и "История русской церкви", и "Пейзажи Сезанна". Для этого мы приглашаем хороших специалистов из Духовной академии, искусствоведов, историков, литераторов.

- Учебное время невозможно увеличивать бесконечно. Может быть, есть смысл готовить инженеров с большим запасом гуманитарных знаний, но с более узкой основной специализацией?

- В наше время, когда в течение жизни одного поколения техника меняется полностью два-три раза, узкая специализация очень вредна. Человек, закончивший вуз, должен кардинально переучиваться, а для этого нужна широта знаний. Поэтому то, что делается, например, у нас на физтехе - очень правильно. Там в течение трех лет дается фундаментальная подготовка по физике и математике. После этого выпускники могут работать где угодно.

- А насколько высоко котируются наши дипломы за рубежом?

- Наши дипломы там ценятся достаточно высоко. Но вообще, за границей свой подход к этому вопросу. У нас, какой бы вуз ты ни закончил, везде тебе ставили первую зарплату - 100 рублей. Там же человек, окончивший престижный университет, сразу получает очень большие деньги. Это могут быть Йель, Гарвард, Кембридж и еще четыре-пять учебных заведений. Хотя формально все дипломы одинаковы.

- Как, по-вашему, должны жить люди, работающие в науке?

- Давайте посмотрим, как они живут на Западе. В Америке ученый живет хуже бизнесмена, но для него важнее, что он будет заниматься интересным делом. Он не может иметь яхту, виллу в Италии, но его заработок позволяет содержать дачу, машину и достойно жить в бытовом плане.

Я - академик, но сегодня я не имею возможности пользоваться такси. У меня таких денег просто нет. А когда я 15 лет назад пришел на кафедру, то все наши доценты имели свои машины.

- Не секрет то, что в эти благополучные времена было немало людей, которые пользы науке не приносили, были просто балластом в коллективах. Это люди малоодаренные или просто бездельники.

- Среди ученых действительно есть большой процент бездельников. Но я не стал бы это сильно драматизировать. Раньше было такое законодательство, что уволить бездельника было нельзя. У нас всегда был определенный процент людей, которых всегда посылали "на картошку". Но процент бездельников должен быть. Потому что иногда очень трудно отличить бездельника от гения. Гениальный человек тоже сидит и ничего не делает, потом выдаст такое, что все ахнут. У меня был такой подчиненный. Он даже сделал так, что у него не было письменного стола, поэтому заметить его отсутствие было невозможно. Но я сказал, чтобы его оставили в покое, и это оправдалось.

- Борис Викторович, недавно вы вернулись из Германии, где проводили семинары с преподавателями кафедры византийского искусства в Мюнхенском университете. Как эти люди относились к тому, что о гуманитарных дисциплинах с ними говорит специалист в области ракетной техники?

- Их в высшей степени удивляет то, что серьезные люди могут заниматься также столь странными вещами, как космос. Для них главное - это история, искусство, богословие.

ХОРОША СТРАНА ГЕРМАНИЯ?..

- Однако и процесс объединения государств связан с серьезными трудностями. Как по вашим свежим впечатлениям о Германии можно его оценить?

- Лучше всего сказал один профессор из бывшей ГДР: "То, что нам рассказывали о социализме, оказалось ложью, то, что нам рассказывали о капитализме, оказалось правдой". Бывшие граждане ГДР лишились огромного количества социальных гарантий. Там, например, перед молодоженами не стояло квартирной проблемы. Западные немцы относятся к восточным, как к людям второго сорта.

- Значит, Берлинская стена в сознании людей осталась?

- Говоря условно, ее бы снова поставили, если бы дали возможность делать то, что можно было раньше. Сейчас идет постепенное сближение, и через поколение уже все это забудется. Но пока там положение взаимной нелюбви.

- Насколько самостоятельно могут строить свою новую жизнь бывшие гэдээровцы?

- Германия - такое же государство, как и бывший СССР. Она состоит из ряда республик или земель. У них довольно сильна автономия, все эти земли могут проводить свою внутреннюю политику. Конституция это позволяет. Скажем, баварцы чувствуют себя не немцами, а баварцами, и очень этим гордятся. Различий между Баварией и, например, северной Германией больше, чем между Россией и Украиной, но ни один баварец не дошел до глупейшей идеи суверенитета. Они живут в объединенной Германии лучше, чем жили бы в суверенной Баварии.

- В свое время вы по поручению Горбачева возглавляли комитет по проведению съезда поволжских немцев, вы в курсе дел по вопросу возвращения российских немцев в Поволжье. Скажите, чем была вызвана резко отрицательная позиция саратовской администрации по этому поводу?

- Саратовский обком совершенно справедливо решил, что если у него отнимут кусок, то он в разряде обкомов станет на низшую ступеньку. Они создали обстановку истерии, собирали тайные совещания, инструктировали. Мне сказал один член горкома: "Если бы это было во времена Брежнева, то мы бы для встречи поставили по берегам реки духовой оркестр, а сегодня мы не хотим у себя второй Карабах". Я им ответил, что Карабах никогда не получится, потому что открыта дверь в Германию.

В БУДУЩЕЕ С ОПТИМИЗМОМ

- Какова ваша позиция по поводу восстановления СССР?

- Я говорил сразу после его уничтожения, что все будет восстановлено. Англия, Франция, Германия объединяются в единый союз с общей правительственной политикой. То же самое делается и в Южной Америке. То есть в мире идет процесс объединения. Я не знаю, будет ли это через 10 лет или через 50, но все восстановится.

Сначала будет заключено экономическое содружество. Сейчас заводы, производящие ракетно-космическую технику, плюнули на украинские и русские законы, делают вид, что ничего не произошло, и помогают друг другу. Украинский "Южмаш" живет только потому, что его подпитывают русские заказы. В наших российских космических программах они занимают довольно заметное место. В экономике идет процесс восстановления связей. В политике все не так.

- У вас никогда не возникали мысли об отъезде?

- Я считаю, что переселяться можно в 20 лет, но не позже. Я по этому поводу повторяю слова Юлия Цезаря: "Лучше быть первым в Галлии, чем вторым в Риме".

- Вам сейчас достаточно много лет. Как вы оцениваете свою работоспособность? Есть спады, подъемы?

- Мозг работает так же, как и раньше, но устает значительно быстрее. Двадцать лет назад я мог написать свою норму, например, десять страниц за день. Последние годы я делаю половину нормы. Качество примерно то же самое.

- Какой у вас образ жизни? Что вам позволяет сохранять такую прекрасную форму?

- Когда мне было 40 лет, я понял, что скоро сдам или помру как все. И начал серьезно заниматься физкультурой. Но в нашей стране для людей моего уровня физкультура невозможна. Единственная возможность - это ходить пешком. В те далекие 50-е годы у меня была норма 10 км в день. Я жил недалеко от работы, но шел на работу больше часа, шел в другую сторону, обходил огромный пруд. И так же ходил с работы домой. Меня все считали за идиота. И сейчас я хожу пешком не меньше часа в день.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно