Примерное время чтения: 5 минут
80

Сам управляй - сам выживай?

Пока в российской глубинке ищут честных, молодых и образованных, за власть бьются пенсионеры и бандиты. Останется ли после этого в регионах хоть что-то живое?

НЕДАВНО президент отсрочил вступление в силу закона об общих принципах организации местного самоуправления - до 1 января 2009 года. Но уверенности, что и тогда этот закон не обернется "перегибами на местах" и даже грандиозными социальными потрясениями, по-прежнему нет.

Между тем трехлетняя "отсрочка" касается только вновь создаваемых муниципальных образований. Таких - около десяти тысяч. В основном это будут состоящие из нескольких деревень или хуторов сельские объединения с численностью жителей от 1 до нескольких тысяч человек. А вот уже существующие единицы местного самоуправления (около 15 тысяч городов, поселков и сел) весь набор обязанностей получат буквально через 2 месяца! А это - ответственность за ЖКХ, содержание и строительство дорог, больниц и школ, предоставление жителям транспортных услуг, соцобеспечение малоимущих и т. п. Другими словами, председатель сельсовета, глава поселка и мэр города со своими депутатами будут в ответе за все! Откуда же у них столько сил и власти возьмется?

Без стакана не уговорить, без пол-литра не разобраться

ГЛАВНЫЙ источник местных бюджетов - налог на имущество граждан. А какой налог с развалившихся хат старушек-пенсионерок, которые и составляют сегодня большинство жителей в "глухих углах"? Там пока даже не всегда понимают, какой прок будет от деревенского "парламента". Вот что, например, увидел корреспондент "АиФ" в Волгоградской области. В селе Каршевитое, куда 9 месяцев в году просто нет дороги, на 7 депутатских мест еле наскребли 8 желающих. В деревне Новоснежное (Иркутская область) - та же картина. Большинство из 6 кандидатов на 5 мест - пенсионеры, есть безработный и директор местного клуба. "Голосовать не за кого", - пожаловались местные бабульки иркутскому корреспонденту "АиФ". В Чувашии для поиска кандидатов в народные избранники вовсю пришлось включать "административный ресурс". Председатель колхоза наливал стакан водки, а пока трудяга не перевел дух, подсовывал ему на подпись бумажки, необходимые для избиркома.

Впрочем, расходами на проведение самих выборов траты не ограничатся. Местным главам и депутатам понадобится свой штат бухгалтеров и секретарш. Зампред "Яблока" С. Митрохин относит себя к сторонникам реформы, однако признает, что народных избранников и чиновников на местном уровне в России в ближайшее время станет в 2-2,5 раза больше. Но есть и другие оценки: минимум в 4 раза больше! И всем им еще будут нужны средства на офисы, проезд и связь.

Но и это еще полбеды. Где в глубинке искать людей с достаточным уровнем знаний, чтобы управлять микрогосударствами, которыми теперь станут деревни и поселки? Это в советское время, когда на территории Российской Федерации тоже было около 25 тысяч "муниципальных образований", глав сельсоветов и местных депутатов выбирали хотя бы из председателей колхозов, агрономов и зоотехников. Но где теперь те колхозы? Там, где не обработана земля, почти нет и специалистов хоть с каким-нибудь высшим образованием. Впрочем, есть и другие примеры.

Земля недалеко от крупных городов стоит очень дорого, а местная власть будет утверждать правила застройки, планы прокладки коммуникаций, выдавать разрешения на строительство и т. д. Неудивительно, что к выборам глав этих муниципалитетов появился ажиотажный интерес.

Живем по понятиям, ботаем по фене?

НЕ ОСТАЛИСЬ в стороне от борьбы за местную власть и граждане "с небезупречным прошлым". Вот что передает корреспондент "АиФ" из Бурятии: 10% кандидатов в местные депутаты и главы муниципальных образований, как выяснилось, имели судимости или были напрямую связаны с криминальными структурами. Буквально на днях эту проблему обсуждали на закрытом заседании Госдумы. "На местные выборы, - рассказывал "АиФ" один из думцев, - ринулись люди, которые живут по понятиям и ботают по фене. Идут они туда, чтобы получить хорошую зарплату и конкретно управлять пусть маленькой, но собственной зоной. Практически все муниципалитеты, по закону, так и будут называться - "поселения". То есть места, куда заключенных ссылали. Вот такая хреновина".

В ответ чиновник администрации президента, попросивший не называть его имя, предлагает не драматизировать ситуацию и напоминает о благой цели реформы: "Государство дает активным людям возможность теперь действительно влиять на жизнь своего села или города. Просто среди активных есть граждане, имеющие проблемы с законом. Но в небольших населенных пунктах люди даже лучше правоохранительных органов знают, кто из соседей что собой представляет. Да и прокуратура должна "ловить мышей".

Кроме того, в Кремле предлагают не преувеличивать опасения, что бедные муниципалитеты останутся без средств к существованию и закроют больницы и школы. В каждом регионе будет Фонд бюджетного выравнивания, из которого по сложной формуле убыточные муниципалитеты получат дотации. "Не фатален", по словам чиновника, и рост "бюрократии на местах".

Впрочем, сомнения остаются. "Скажите, что сегодня мешает селянам активнее участвовать в улучшении собственной жизни, а не писать письма в Кремль? - возражает депутат Госдумы "родинец" И. Харченко. - Или кто-то надеется, что можно будет избрать в деревне 15 депутатов и они выроют новый колодец?" Чтобы приблизить власть к людям и не гонять ради любой бумажки в район, считает депутат, нужно просто дать больше полномочий главам сельских администраций, которые во многих регионах есть и сейчас, но не избираются, а назначаются районными властями.

А пока скептики гадают, сколько деревень и поселков окончательно загнется, прежде чем реформа даст хоть какие-то плоды.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно