Примерное время чтения: 4 минуты
152

Кладбище культуры

Многие города и поселки становятся ареной молодежного насилия. По мнению социологов, причина не только в высоком уровне региональной безработицы и бедности, но и в катастрофическом падении народной культуры.

РЕЧЬ не идет о высоких образцах. Россия, слава богу, по-прежнему восхищает мир, а иногда и нас своими талантами.

Проблема в другом. Капиталистическая "рационализация" отрезала население не только от высокой культуры, но и от культуры вообще. За последние 10-15 лет цены на билеты в театры и на концерты выросли в 100 и более раз. В областных центрах пока еще доживают остатки "советского резерва" интеллигенции. Но в сотне километров от Москвы, Питера идет настоящее культурное опустынивание. Массовые закрытия культурных учреждений начались в кризисные 1991-1992 годы. Все мы хорошо помним автомобильные и мебельные салоны в кинотеатрах, барахолки на стадионах и в выставочных залах. Это была стадия первобытного капитализма. Но и капитализм с либеральным лицом 2000-х годов выглядит не лучше. За последние годы в стране исчезло более 10 тыс. драматических театров и более 30 тыс. хоровых и хореографических коллективов. У нас на 1 тыс. населения в 10 раз меньше театров, чем в Германии или Финляндии.

Распад социальной инфраструктуры привел к тому, что по всей стране закрылись десятки тысяч муниципальных домов культуры, исчезли дома пионеров, где подростки имели возможность приобщиться хотя бы к азам культуры и творчества. "Сбрасывание" социальной сферы в промышленности повлекло закрытие тысяч рабочих клубов, которые обеспечивали доступный досуг миллионам людей. На селе почти повсеместно забиты окна деревенских клубов. Эти клубы и кружки, какими бы "балалаечными" они ни казались эстетам, выполняли важную социальную функцию. Там шел первичный отбор способных мальчиков и девочек "из народа". Сегодня их воспитателем становится не худрук, а "однорукий бандит".

Искусство в новой России перестало выполнять свою важнейшую общественную функцию - поддерживать стандарт гражданской нравственности и бытовой культуры.

Что сегодня молодые люди могут узнать по телевизору из бесчисленной череды ток-шоу и скабрезных шуточек записных смехачей? Сколько нужно иметь любовниц, чтобы прослыть крутым парнем? Как "срубить бабки"? Какой длины должен быть член? И сколько раз надо... - сами понимаете что. У нас что ни фильм, что ни сериал, то бешеная погоня за деньгами, попойки, мордобой, "красивый разврат". И неудивительно, что на вопрос социологов "Кем бы вы хотели стать?" молодые девушки из провинции нередко отвечают: любовницей богатого бизнесмена, женой иностранца, проституткой...

Разбуди идиота

В МУЗЕЕ частных коллекций хранится записная книжка великого советского пианиста Святослава Рихтера. Там перечислены десятки больших и малых городов, где мастер выступал перед поистине народной аудиторией. Далеко не все в провинции понимали масштаб его мастерства. Но это была его личная культурная миссия. Кто и с какой целью сегодня гастролирует по России? "Чесальщики", наяривающие под "фанеру" и думающие лишь о размерах гонорара.

Попса исказила высокий стандарт русской культуры. Стране навязываются блатная культура, пивной образ жизни, юмор ниже пупка. Такое впечатление, что наше телевидение работает под лозунгом "Разбуди в себе идиота". Удивимся ли мы, если завтра наша попса будет веселить нас припевом "Совокупляйся или проиграешь!".

Телевизионные начальники говорят: народ так хочет, людям нравится. Да, недавно показанный по НТВ "рвотный" фильм о людоедах действительно получил у телезрителей высокий рейтинг. Но нужно ли винить телезрителей? Ведь это наша "элита" настолько занизила культурный и нравственный уровень народа, что на телевидении высокие рейтинги получают самые страшные и самые грязные сюжеты.

Плюс дебилизация всей страны...

ВСЕ последние социологические опросы показывают, что в стране нарастает волна протеста против культурной дебилизации и "попсового террора". 80% населения уже воплем вопят, требуя введения цензуры на телевидении и в СМИ. Не пугайтесь! Не политической, а именно нравственной цензуры. Власть этого не слышит. Она самоустранилась от культурной миссии. На Западе на культуру идет до 10% бюджета. У нас по-прежнему действует "остаточный" принцип. Такое ощущение, что власть и присосавшаяся к ней алчная телевизионно-рекламная "семейка" утратили даже чувство самосохранения. Ведь вслед за деградацией народной культуры будут падать и политическое сознание, и гражданская активность.

Деградация культуры уже сказывается на качестве "человеческого материала". Сегодня лишь 25% россиян считают демократию полезной для России. Резко падает интерес молодежи к политике. По недавним опросам ВЦИОМ, политикой интересуются лишь 2% молодых. В регионах набирают силы ультраконсервативные и националистические молодежные группировки. Культурная дебилизация населения (а следовательно, и электората) может вывести на арену поколение политиков самого крутого националистического замеса. На их знаменах уже сегодня все явственнее проступают коричневые пятна. И что самое парадоксальное - пробиваться к власти они будут под лозунгом "Очистим культуру от скверны". Так не лучше ли расчисткой заняться самим? Пока не поздно...

Разговор о судьбе русской культуры продолжает директор ГМИИ им. Пушкина Ирина АНТОНОВА.

Оцените материал

Также вам может быть интересно