Примерное время чтения: 6 минут
194

ИСКУССТВО. В. Высоцкий, поэт

При Союзе писателей СССР создана комиссия по литературному наследию ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО, которую возглавил поэт РОБЕРТ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. Наш корреспондент В. Волков попросил его ответить на несколько вопросов, касающихся творческой индивидуальности артиста и поэта.

КОРР. Роберт Иванович, обычно председателями литкомиссий становятся близкие друзья умершего. Относите ли вы себя к их числу?

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. Нет, хотя мы познакомились в пору студенческой юности, когда отношения между людьми складываются очень легко. Он учился в школе-студии МХАТа, я в Литинституте, и на совместных вечерах мы часто оказывались рядом. Внутренне мы хорошо понимали друг друга, но открыто об этом не говорили.

Товарищей у Высоцкого было много. Он притягивал людей как магнит. Но настораживает, что сейчас объявилось слишком много "лучших друзей" поэта, особенно на Западе, чьи сомнительные интервью снабжаются грубыми антисоветскими комментариями, где Высоцкий предстает как "диссидент" в "тоталитарном" советском обществе.

КОРР. Пропагандистская шумиха вокруг имени Высоцкого была и при жизни, когда он приезжал к жене Марине Влади в Париж, много с ней путешествовал по странам Запада. На его имени, популярности хотели, видимо, сыграть многие?

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. Он очень точно оценивал ситуацию и различал людей. И когда некоторые зарубежные провокаторы пробовали его "на излом", то Высоцкий, оставаясь самим собой, разговаривал с ними жестко и однозначно. Родину свою в обиду он не давал никому.

Помню, как в октябре 1977 года группа советских поэтов приехала в Париж для участия в большом вечере поэзии. Компания подобралась достаточно солидная Константин Симонов, Евгений Евтушенко, Олжас Сулейменов, Булат Окуджава, Виталий Коротич, Марк Сергеев, Размик Давоян. Был в нашей группе и Владимир Высоцкий. Устроители вечера явно сэкономили на рекламе. Точнее, она отсутствовала напрочь! И конечно же, нам говорили: "Стихи? В Париже? Абсурд! Вот увидите, никто не придет". Мы увидели - пришли 2,5 тысячи человек.

Высоцкий выступал последним. Но это его выступление нельзя было назвать точкой в конце долгого и явно удавшегося вечера. Потому что это была не точка, а яростный и мощный восклицательный знак!

КОРР. В чем, на ваш взгляд, феномен его популярности?

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. Высоцкий писал очень личностные песни. Абсолютно свои. Можно сказать, что они от него неотрывны. И как от автора, и как от исполнителя. Наверное, поэтому и не удаются попытки других певцов, которые стараются спеть "что-нибудь из репертуара Высоцкого".

Песня была не только продолжением его жизни. В ней продолжалось его сердцебиение, грохотал пульс, выявляя характер, распахивалась душа.

КОРР. Но вспомним, что первые отклики на песни В. Высоцкого были весьма сердитыми. Его, в частности, обвиняли в романтизации уголовного мира, в "идеализации антиобщественных элементов".

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. Чтобы объективно подойти к тем песням, обязательно нужно учитывать своеобразное модное поветрие 50 - 60-х годов. Мой товарищ Евгений Евтушенко, с которым я входил в литературу, сказал о нем так: "Интеллигенция поет блатные песни". Очевидно, эта невеселая образность шла еще от военного нашего поколения, когда во всех дворах звучали "мурки" и "гоп со смыком". Но, заметьте, выросшие дети не стали от этого хуже. А песни детства вспоминаются теперь с улыбкой, как что-то далекое, навсегда ушедшее.

Песни Высоцкого чем-то похожи на роли. Роли из никем не поставленных и, более того, никем еще не написанных пьес. Пьесы с такими ролями, конечно, могли появиться на сцене. Пусть не сегодня, так завтра. Но ждать до завтра Высоцкий не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня и немедленно. Он торопился жить, он примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей - смешных и серьезных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных. Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал.

Настоящий герой песен В. Высоцкого - это, конечно, он сам: сильный, надежный человек без тени фальши. Самоотдача его была поразительна. "Рвусь из сил и из всех сухожилий..." - пел он. Так и жил.

Его талант по природе был народен. Один из главных признаков этого - особая черта его сатиры, которая заключается в том, что отрицание пороков связано с твердой верой в способность человека подняться, воспрянуть из самых, казалось бы, безнадежных жизненных ситуаций. Умение смеяться над самыми уродливыми явлениями быта, смеяться, а не ужасаться бессильно, - в этом проявилась его смелость, гражданская позиция.

КОРР. Обидно, но вокруг имени Высоцкого порой создается атмосфера идолопоклонства, которую он сам всегда осуждал. В нашей печати сообщалось, что на Ваганьковском кладбище могилы, соседствующие с могилой Высоцкого, затаптываются "почитателями" его таланта.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. ЭТО неправда, я лично проверял этот "сигнал", но он не подтвердился. Ну а что касается идолопоклонства, то оно, как правило, исходит от тех, кто при отборе "культурной пищи" привык исходить исключительно из соображений моды. В конечном счете за таким отношением скрывается узость взглядов, агрессивное невежество, демонстративно не признающее ничего, кроме (в данном случае) Высоцкого.

КОРР. Как будет строиться работа литкомисии, каковы ее планы?

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. И до комиссии выходили пластинки с песнями В. Высоцкого, был напечатан двумя изданиями сборник стихов "Нерв". В мае фирма "Мелодия" выпустила двойной альбом его военных песен "Сыновья уходят в бой". Будут и другие пластинки. В театре на Таганке, где Владимир Семенович играл долгие годы, ставится спектакли, посвященный его памяти.

В издательстве "Советский писатель" выйдет сборник его стихов. Кстати, двухтомник стихов Высоцкого, вышедший на Западе, был сделан его "друзьями" наспех. В нем много стихов, к которым поэт не имел никакого отношения, содержится несметное количество ошибок, опечаток.

Сейчас на Центральном телевидении закончена передача, посвященная Высоцкому. Из имеющихся пленок кинодокументалисты хотят создать о нем фильм.

КОРР. Помогла ли работе литкомиссии Марина Влади?

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ. Да, она передала нам богатый архив поэта, который сейчас анализируется, систематизируется. Мы очень благодарны ей за этот благородный шаг и помощь.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно