Примерное время чтения: 4 минуты
146

ВЕНГРИЯ. По пути демократизации избирательной системы

В "АиФ", 1985, N 41 рассказывалось о проведении выборов в Венгрии в соответствии с новым избирательным законом. Нельзя ли рассказать об этом законе поподробнее? - спрашивают читатели.

Предлагаем вашему вниманию статью сотрудника Института государства и права Венгерской академии наук доктора юридических наук М. ДЕЖЕ.

ЗА ПОСЛЕДНИЕ четыре десятилетия законодательство о выборах ВНР неоднократно изменялось в зависимости от развития, общественно-политических отношений. При этом сохранялась преемственность демократических начал избирательной системы. Основными принципами венгерской избирательной системы были и остаются приоритет территориального принципа, право собраний избирателей на выдвижение кандидатов, определяющая роль Отечественного народного фронта в ходе подготовки и проведения выборов. (Отечественный народный фронт - массовая общественно- политическая организация; объединяет под руководством ВСРП профсоюзы, молодежную, женские и другие организации. - Ред.) Однако опыт выборов предыдущих лет все более ощутимо стал показывать, что практика еще не находится в должном соответствии с целевыми установками. Закон о выборах депутатов Государственного Собрания и членов Советов был принят 22 декабря 1983 г. на заседании Государственного Собрания ВНР. Из новых положений важнейшими являются: обязательное выдвижение? не менее двух кандидатов, возможность избрания кандидатов в депутаты (члены Советов), введение общегосударственного списка кандидатов.

ВЫДВИЖЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ КАНДИДАТУР

Закон предусматривает, что в выдвижении кандидатов участвуют общественно-политические организации; органы, представляющие интересы различных групп населения; трудовые коллективы; группы, создаваемые гражданами по месту жительства; отдельные избиратели.

В предыдущем избирательном законе предусматривалась возможность выдвижения нескольких кандидатур. Однако на практике господствующей стала тенденция выдвижения одного кандидата. Новый закон содержит правовые гарантии того, что при выборах в Государственное Собрание и в местные Советы в каждом избирательном округе выдвигается не менее двух кандидатов.

Решения о кандидатурах, как и прежде, принимаются на собраниях граждан.

РЕЗЕРВНЫЕ ДЕПУТАТЫ

Выдвижение нескольких кандидатов в депутаты предполагает определенное распределение голосов, поданных при голосовании. Закон устанавливает, что кандидаты в депутаты Государственного Собрания и в члены Советов, получившие не менее 1/4 поданных голосов, становятся резервными депутатами Государственного Собрания и членов Советов. Если мандат депутата (члена Совета) станет вакантным, то "запасной" кандидат в депутаты получит его без проведения новых выборов.

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ СПИСОК

В соответствии с новым законом часть депутатов Государственного Собрания (около 10%) выдвигается и избирается по общегосударственному списку кандидатов. Это положение касается 30-35 известных по всей стране общественных деятелей, представителей науки, культуры и церкви. Право выдвижения кандидатов в общегосударственный список предоставлено Всевенгерскому совету Отечественного народного фронта. К этому списку не относится требование о выдвижении нескольких кандидатур: число выдвигаемых кандидатов должно равняться числу подлежащих избранию депутатов. Избиратели вправе вычеркивать фамилию кандидата, с выдвижением которого не согласны.

ПОРЯДОК ОТЗЫВА

В отличие от ранее действовавшего законодательства новый избирательный закон в особом разделе предусматривает отзыв депутата. Вопрос об отзыве может быть поставлен, кроме органов Отечественного народного фронта, и гражданами, при условии, что не менее 10% граждан требуют отзыва депутата (члена Совета). В отличие от прежнего порядка в новом законе предусмотрено, что отзыв осуществляется таким же образом, как и выборы, - тайным голосованием.

Решение об отзыве депутатов, избранных по общегосударственному списку, выносится Государственным Собранием по предложению Всевенгерского совета Отечественного народного фронта.

СОСТАВ СОВЕТОВ И ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА ВЫБОРОВ

В отношении выборов членов столичного и областных Советов было внесено одно существенное изменение: не менее 2/3 членов столичного и областных Советов (вместо прежнего требования абсолютного большинства) должны быть избраны из числа членов местных Советов.

Упразднены комиссии избирательных округов по выборам в Государственное Собрание, Их задачи, наряду со своими, выполняют местные избирательные, президиумы, действующие в избирательных округах по выборам в Государственное Собрание. В отличие от прежнего порядка все органы по проведению выборов будут создаваться сроком на 5 лет.

Полностью статья опубликована в журнале "Государство и право", 1986, N 4.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно