aif.ru counter
22

ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. "Дамоклов меч столкновения"

"Тайны морских катастроф" - так называется книга Льва СКРЯТИНА, вышедшая в этом году в издательстве "Транспорт". Одна из ее глав рассказывает о столкновениях судов на море. Предлагаем вашему вниманию выдержки из нее

"Тайны морских катастроф" - так называется книга Льва СКРЯТИНА, вышедшая в этом году в издательстве "Транспорт". Одна из ее глав рассказывает о столкновениях судов на море. Предлагаем вашему вниманию выдержки из нее.

Моряки, находясь в плавании, подвергаются постоянному риску - риску столкновения с другим судном.

Иногда можно услышать: "Как же суда могли столкнуться? Ведь в океане столько места!" Да, поистине, просторы морей и океанов необозримы, и там хватает места для расхождения огромных эскадр, но в отличие от сухопутных дорог морские пути не размечены линиями для движения в определенную сторону. Почти всегда курсы идущих в разных направлениях судов пересекаются. Поэтому кораблям нередко приходится изменять курс и уступать друг другу дорогу.

Дошедшие до нашего времени источники по истории раннего средневековья позволяют нам сделать вывод о том, что тот сложный комплекс морских правил плавания, который мы сегодня именуем МППСС - Международные правила предупреждения столкновений судов в море, во времена расцвета Ганзы и морских итальянских республик сводился всего лишь к одной фразе - девизу: "Если столкновение неизбежно, ударяй другого первым".

Кажущееся на первый взгляд жестоким, это правило исключало путаницу в маневрировании при неизбежном столкновении, чего, к сожалению, нельзя сказать о сложных современных правилах. Два идущих навстречу друг другу под острым углом судна зачастую в результате маневрирования оказываются на момент столкновения под прямым углом друг к другу. В этом случае одно или другое судно, судоводители которого ошиблись, применяя (или не соблюдая) Международные правила предупреждения столкновения судов в море и подставляя под удар форштевня свой борт, как правило, оказывается на дне.

Шло время... К середине XIX в. человечество уже располагало огромным флотом военных и торговых судов, среди них было много паровых. На морских дорогах судам становилось тесно, а в таких оживленных местах, как подходы к морским портам Северной Европы, Ла-Манш, Северное море, Балтика, Гибралтар, восточное побережье Северной Америки, они нередко создавали пробки. Особенно тяжело приходилось судоводителям во время плавания в этих местах ночью и во время тумана.

Говорят, что статистика - эта наука учета фактов, выраженных языком конкретных цифр. Факты по числу погибших в результате столкновения судов оказались столь жестоко убедительными, что люди задумались о создании единых правил, которые смогли бы предотвратить столкновения на море.

Однако введение МППСС, разных технических новшеств все же не может дать полной гарантии безопасности. Причиной большинства морских катастроф были не ураганы, рифы или роковые стечения обстоятельств, а сами люди, допустившие ошибку при постройке судов или при управлении ими. Суда все еще продолжают таранить друг друга, и "дамоклов меч столкновения" по-прежнему продолжает висеть над головами моряков.

Смотрите также:



Актуальные вопросы

  1. Кто из иностранцев сможет получить гражданство РФ после года работы?
  2. Насколько вырастет тариф системы «Платон» с 1 июля?
  3. Кому и насколько увеличат пособие по уходу за детьми до трех лет?