Примерное время чтения: 8 минут
67

КНР. О Китае - из первых уст

Улучшение советско-китайских отношений, разумеется, отразилось и на стремлении советских людей как можно больше узнать о жизни китайского народа. Учитывая это, наш корреспондент В. ГАНИН, будучи в Хабаровске, встретился с некоторыми из советских людей, которым в последнее время довелось побывать в КНР. Их рассказ, естественно, не может дать исчерпывающей информации о всем многообразии тех процессов, которые происходят сегодня в Китае. Тем не менее впечатления, которыми они поделились, представляют определенную ценность, как и всякое свидетельство очевидцев.

КАК ОНИ живут? О чем говорят? Во что одеваются? Сколько зарабатывают? Эти и другие вопросы буквально посыпались на Л. А. Томазову, старшего техника хабаровского радио, когда она вернулась из Китая, куда ездила вместе с мужем навестить его родных. Примерно такие, же вопросы Людмиле Алексеевне, а также редактору хабаровского радио А. И. Еременко и администратору гостиницы "Амур" Л. А. Сун, которые с той же целью побывали недавно в КНР, задал и я.

НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД

Первое, на что обратили внимание мои собеседницы на улицах Харбина, Пекина и Сямыня - китайских городов, где им довелось побывать, - это множество людей, одетых в европейские костюмы и платья. Обязательные в свое время как для мужчин, так и для женщин одноцветные блузы, брюки и кепки отошли в прошлое. Они заметили также, что многие китайские женщины довольно смело пользуются косметикой и считают естественным делом зайти в парикмахерскую, чтобы сделать модную прическу.

Эти признаки "нового" Китая вполне сочетаются с кварталами высотных домов, теснящими старые одно- и двухэтажные глинобитные строения. И теперь на улицах китайских городов вполне естественно выглядят "тоеты", "ниссаны", "мерседесы", "лады" и "волги", которые хотя еще и не являются обязательной деталью городского пейзажа, но уже перестали быть редкостью. Проезжая же часть улиц большинства китайских городов пока по-прежнему почти безраздельно принадлежит велосипедистам. Их в часы пик, например, в Пекине насчитывается до 5 млн.

Еще одна примечательная особенность китайских городов - множество всякого рода частных заведений: ресторанчиков, различных мастерских, лавочек. Их обилие сравнимо с плакатами, рекламирующими различные бытовые товары, как отечественного производства, так и изготовленные в странах Запада. И хотя возможность купить их имеется далеко не у всех, продавцы этих товаров довольны своим положением. Хотя бы потому, что их доходы значительно превосходят заработки остальных граждан. Кроме того, они вносят значительный вклад в экономику страны: 17 млн. частных предпринимателей, согласно официальным данным, только в 1981-1985 гг. отчислили в госбюджет в виде налогов 7,8 млрд. юаней.

ВЫБИРАЮТ СТАБИЛЬНОСТЬ

Что касается родственников моих собеседниц, то все они являются работниками государственных предприятий и учреждений. Среди них есть врачи, преподаватели, инженеры, работники культуры и искусства. Разумеется, своими доходами они выделяются на общем фоне, но не настолько, чтобы бросаться в глаза чрезмерно высоким по отношению к другим группам населения уровнем жизни. Так, инженер получает до 100 юаней в месяц, что примерно соответствует средней заработной плате рабочих и служащих. Врач зарабатывает 150 юаней, бухгалтер - 70.

В период шестой пятилетки средний годовой доход служащих и рабочих вырос в расчете на одного работающего с 762 юаней в 1980 г. до 1176 юаней в 1985 г. Этого достаточно, чтобы не только позволить себе ежедневный обед, но и скопить необходимую сумму на покупку одежды, мебели и некоторых бытовых приборов.

Конечно, уровень жизни абсолютного большинства китайцев пока трудно назвать высоким. И растет он, по словам газеты "Шэньминь жибао", "не такими темпами, как этого хотелось бы". Тем не менее представители так называемых средних слоев - интеллигенция и государственные служащие, как правило, не стремятся сменить свой социальный статус и завести собственное дело, чтобы попытаться разбогатеть. Работа в государственных учреждениях и предприятиях прельщает их прежде всего стабильностью.

Это, кстати, подтверждают и данные одного из опросов общественного мнения, проведенного недавно Пекинским институтом по проблемам реформы хозяйственной системы. Опрос показал, что для 77,3% городских жителей при выборе работы стабильность важнее продвижения по службе и высоких заработков.

Такой выбор зачастую объясняется пережитым во времена "культурной революции", когда никто из 14 млн. китайских интеллигентов не мог уверенно сказать, что будет с ними завтра. О той поре эти люди вспоминают с болью и неохотой. Они считают эти годы бесполезно потерянными как для себя, так и для страны в целом. В качестве доказательства знакомый одной из беседовавших со мной женщин, по профессии врач, привел данные Международного банка реконструкции и развития, согласно которым научные исследования в Китае были приостановлены минимум на 10 лет. Он также сказал, что в связи с закрытием учебных заведений на целое десятилетие (1966-1976 гг.) страна лишилась 2 млн. будущих специалистов и, вероятно, 1 млн. выпускников университетов.

ЕСЛИ ПРИГЛЯДЕТЬСЯ

Большинство китайцев в основном живут сегодняшним днем, а также надеждами, что завтрашний будет лучше. И родственники побывавших в Китае советских женщин надеются (наверное, небезосновательно), что и в их семьях появятся холодильники, стоимость которых в настоящее время равна среднему семимесячному заработку служащего. А пока приобрести их могут позволить себе лишь три городские семьи из ста.

Привыкшие к равному потреблению, основанному на принципе "гарантированного прожиточного минимума", большинство китайцев довольствуются тем, что есть, в том числе и скромным жильем. Его в стране остро не хватает. На одного городского жителя приходится немногим более 5 кв. метров жилой площади. К этому можно добавить, что во многих городских квартирах нет ни ванной, ни туалета. Когда мои собеседницы обратили на это внимание, им сказали, что зато большинство горожан могут принимать душ на работе. Это тем более удобно, что за воду, которой пользуешься дома, надо платить.

Платить китайцам сегодня приходится, как правило, также за медицинское обслуживание, образование. На жизненном уровне китайских граждан отражается и рост цен. Только с 1978 по 1984 г. они возросли па 17,7% Причем более всего повысились цены на продукты питания - на 26,9%. Из-за этого у определенной категории рабочих и служащих реальные доходы несколько уменьшились.

Другой важнейшей проблемой своей сегодняшней жизни китайцы считают трудности с трудоустройством. Согласно данным министерства труда КНР, только в городах насчитывается сегодня более 1 млн. "ожидающих работу". В Пекине, например, ищущие работу горожане собираются с утра в определенных местах, "принадлежащих" конкретным профессиональным группам. Там, в ожидании наемщиков с государственных или частных предприятий, они коротают время за обсуждением своих проблем.

КОГДА УСТРАНЯЮТСЯ БАРЬЕРЫ

И все-таки основная масса населения КНР, как свидетельствует пресса страны, считают, что сегодняшние проблемы будут решены.

Многие из тех, с кем довелось разговаривать моим собеседницам, считают, что полезным для КНР может оказаться опыт СССР по ускорению социально- экономического развития страны. При этом они с удовлетворением отмечали нынешние положительные сдвиги в советско-китайских отношениях и выражали надежду, что процесс этот будет развиваться и дальше.

Объясняя причины заинтересованности многих китайцев в улучшении отношений между СССР и КНР, женщины, с которыми я беседовал, сослались в первую очередь на родственные связи своих знакомых китайцев с советскими гражданами. Кроме того, им показалось, что люди по ту сторону Амура помнят то, что было сделано в свое время для их страны Советским Союзом. И сегодня, когда устраняются барьеры, столь долгое время разделявшие советский и китайский народы, интерес и симпатии простых китайцев к СССР становятся все очевиднее.

Одна из моих собеседниц, например, рассказала, что ей вдруг пришло в голову посмотреть демонстрировавшийся в Пекине фильм "Военно-полевой роман". Однако от этой мысли пришлось отказаться. Очередь надо было занимать с 4 часов утра. А покупать билет у спекулянтов за 5 юаней ей и вовсе показалось бессмысленным. Однако она видела, что многие китайцы, у которых, в отличие от нее, не было другой возможности посмотреть картину, отдавали эти деньги не торгуясь.

А сотрудник одного из пекинских издательств говорил ей, что китайские писатели внимательно следят за советской литературой, как ни за какой другой. Поэтому советских и русских авторов в Китае переводят несравненно чаще, чем писателей западных стран. И новинки быстро расходятся.

Советские книги в Китае многие читают и в оригинале. Это делают те, кто в 50-х годах учился в советских институтах, а также те, кто в настоящее время изучает русский язык в китайских вузах. Студенты при этом надеются, что в скором времени смогут продолжить свое образование в СССР.

Эти молодые люди, судя по всему, отлично понимают, что советскому и китайскому народам предопределено жить рядом "отныне и во веки веков". И потому хотят, чтобы жили они как добрые соседи.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно