aif.ru counter
20

ДАВАЙТЕ РАЗБЕРЕМСЯ. Сколько стоит выставку устроить?

ЗА 1985 ГОД на ВДНХ побывали 12 млн. человек, в том числе более 600 тыс. иностранцев. Среди них был и мой старый приятель из Югославии Милован. Мы поехали посмотреть выставку "Научно-технический прогресс-85" и просто отдохнуть

ЗА 1985 ГОД на ВДНХ побывали 12 млн. человек, в том числе более 600 тыс. иностранцев. Среди них был и мой старый приятель из Югославии Милован. Мы поехали посмотреть выставку "Научно-технический прогресс-85" и просто отдохнуть.

На ВДНХ я был множество раз. Почти всегда с гостями. Здесь есть что посмотреть и показать. Подобной удивительной выставки нигде в мире больше нет.

Милован слушал мои рассуждения с интересом, а потом спросил: не потому ли ни одно государство не берется организовать такую выставку, что просто не хочет выбрасывать деньги на ветер? Красиво, эффектно, спору нет. Но не эффект ли это знаменитых потемкинских деревень?

Безусловно, содержание такого колоссального предприятия обходится не дешево, тем более что цену билетов на выставки можно смело назвать символической. Однако, во- первых, часть павильонов (кстати, наиболее крупных и важных - межотраслевых) действует на принципах договорной самоокупаемости по согласованию с заинтересованными министерствами (т. е. организацию выставки оплачивают "в складчину" министерства, чья продукция будет выставлена). Во-вторых, польза от работы ВДНХ для нашей науки, промышленности, экономики столь велика, что вряд ли ее можно измерить и оценить только в денежных единицах. Хотя такие показатели есть, о них я скажу позже.

* ВДНХ стимулирует важнейший процесс повышения эффективности производства. Ведь для руководителей соответствующих предприятий здесь выставлены технологии, на которые надо равняться.

* Более того, это своеобразный информационный центр, способствующий установлению межотраслевых контактов. Возьмем к примеру, операцию "Внедрение". ВДНХ вместе с ГКНТ СССР, Госкомизобретений, Центральным советом ВОИР организовали выставку с семинарами, обсуждениями, на которой пропагандировались особо ценные изобретения и рационализаторские предложения, по тем или иным причинам еще не нашедшие "своих хозяев".

* На ВДНХ учатся. Только за один год здесь организуется 5 тыс. совещаний, семинаров и школ передового опыта, в работе которых участвуют более 300 тыс. специалистов.

* Сегодня, например, для специалистов и руководителей машиностроительных отраслей работает выставка "Машиностроение-86". Ее экспонаты - последние образцы достижений в этой области. К сожалению, не все они выдержали "проверку на прочность" при сравнении с лучшими мировыми образцами. И это открыто признается. Так, рядом с экспонатами появляется неутешительная для создателей табличка: "Не соответствует мировому техническому уровню". Особенно обидно видеть их рядом с изделиями электронной, приборостроительной промышленности. Что ж для руководителей машиностроительных отраслей и институтов это возможность откровенного разговора о давно наболевших проблемах.

* Теперь, как и обещал, назову конкретную цифру о "полезности" ВДНХ. Специалисты подсчитали, что в 1985 г. экономическая эффективность от внедрения в производство представленных на ВДНХ разработок и передовых приемов труда составила 1 млрд. руб.

Мне кажется, я смог убедить своего собеседника, но, согласившись со мной, Милован заметил, что даже самые великолепные образцы высокопроизводительных машин, станков, оборудования, передовых технологий могут так и остаться выставочными образцами в единственном экземпляре и посетители об этом не узнают.

Я хотел возразить, но вспомнил, как в середине 70-х годов на ВДНХ был выстроен огромный павильон для выставки "Товары народного потребления". В этот павильон свезли все лучшее, что выпускала наша промышленность и что собиралась выпускать. На многие образцы товаров массового спроса даже не была установлена розничная цена, другие действительно были представлены в единственном, "выставочном" экземпляре. Посетитель, попавший в этот мир великолепия, не уступающий ни одному из зарубежных рекламных каталогов, отреагировал однозначно: в письмах, направленных в самые разные инстанции, задавались одни и те же вопросы: "Где все это купить?", "Когда эти товары появятся в магазинах?", "Если можем, умеем делать, то почему не делаем для всех?"

Выставку закрыли, так как ответить прямо на эти вопросы возможности не было.

Эти печальные уроки не прошли даром. Сейчас на пороге новая выставка "Комплексная программа по товарам и услугам в действии". Таблички с текстом у экспонатов расскажут о том, сколько в конце 12-й пятилетки будет производиться данных изделий и сколько выпускается на сегодняшний день, здесь будут указываться стоимость товара и конкретные адреса предприятий-изготовителей.

Этот новый подход к информированности посетителей, в том числе и специалистов, утвержден для всех выставочных павильонов. Безусловно, для более 100 тыс. экспонатов, демонстрирующихся сегодня на ВДНХ, это будет сделать невозможно. Вот это-то как раз и нерентабельно. Но благодаря шифру на этикетке перед образцом специалист может выйти на банк данных соответствующих министерств и получить всю интересующую его информацию.

Смотрите также:


Актуальные вопросы

  1. Как задать вопрос Владимиру Путину на прямой линии в 2019 году?
  2. Почему Япония и Катар играют на Кубке Америки?
  3. Почему День отца празднуется в разные даты?