aif.ru counter
22

В СССР - 6 творческих союзов, объединяющих по профессиям свыше 140 тыс. человек. Сколько стоит... творчество

Публикация в "АиФ", 1986, N 21, рассказывающая о заработках работников искусства, вызвала широкий поток читательских откликов. Наряду с положительной оценкой материала, многие авторы писем сходятся во мнении, что в ответе читательнице О. Булыгиной есть некоторые недоговорки

Публикация в "АиФ", 1986, N 21, рассказывающая о заработках работников искусства, вызвала широкий поток читательских откликов. Наряду с положительной оценкой материала, многие авторы писем сходятся во мнении, что в ответе читательнице О. Булыгиной есть некоторые недоговорки.

Все это побудило нас вновь возвратиться к начатому разговору. Его продолжает журналист В. ВОЛКОВ.

ЦЕЛЬ той публикации заключалась в том, чтобы показать общую, порой несовершенную систему оплаты труда работников искусства в нашей стране. Большинство откликнувшихся так ее и восприняли. Но "рассерженные" читатели сразу же предъявили нам свой счет, категорически не согласившись с тем, что все артисты, режиссеры, композиторы живут на те оклады, которые мы привели. При этом было названо несколько имен.

В то же время интересно отметить, что практически никто не пишет о заработках молодых, начинающих певцов, музыкантов или, скажем, артистов драматических театров. А ведь они намного ниже среднего заработка рабочего.

Кстати, все "звезды" тоже когда-то были начинающими. Но, судя по почте, большинство читателей интересует оплата труда именно маститых мастеров. Давайте остановимся подробнее на этой теме. Например, А. Холмогорский из Желтых Вод Днепропетровской области, в прошлом горный мастер, пишет, что на своей трудной работе он получал меньше эстрадной знаменитости. Но ведь его заработок был меньше, скажем, и оклада доктора наук, занимающегося проблемами горного дела. Этот факт почему-то протеста не вызывает. Здесь нужно сказать, что по большому счету истинных талантов в любой сфере деятельности - и в горном деле, и в эстрадном искусстве - не так уж много. Поэтому так важно оценить по достоинству талант, чтобы он максимально раскрылся.

Вспоминается, что несколько лет назад Министерство культуры СССР рассматривало вопрос о предельных заработках деятелей культуры. Было даже предложение об ограничении выступлений известных артистов.

Но ведь в этом случае в проигрыше будут люди - зрители, читатели, слушатели. К тому же и сами артисты в своем подавляющем большинстве видят в выступлениях прежде всего возможность нести людям искусство. С их стороны, в свою очередь, последовало предложение ввести прогрессивный налог с месячного заработка в зависимости от величины суммы, который бы отличался от ныне существующего. Сейчас этот вопрос изучается в Госкомтруде СССР, ВЦСПС, Министерстве культуры СССР.

Теперь обратимся к заработкам писателей. Конечно, маститые литераторы чаще публикуются и соответственно получают больше. А рукописи молодых авторов порой неоправданно долго лежат в издательстве. И сейчас многое делается для того, чтобы молодые талантливые авторы смогли бы быстрее напечатать первую-книгу, заявить о себе. Здесь еще много проблем.

Таджикский литератор Мумин Каноат на съезде писателей СССР отметил: "Скажем, ты лауреат Государственной премии - союзной или республиканской. Отныне тебе автоматически платят за каждую публикацию по высшей ставке. Оценивается не само произведение, а былые заслуги литератора... Одних буквально растаскивают газеты, радио и телевидение, другие, не менее достойные, - их куда больше - в тени. Вокруг двух-трех имен создается не просто общественное мнение - определяется официальное отношение". Такое действительно, к сожалению, бывало.

Не прост вопрос о переизданиях произведений художественной литературы. Читатель из Киева А. Габриэль считает неоправданным, что писатель за повторное издание своего" произведения получает, как он пишет, "громадные премии" и "бесконечные гонорары". Об этом упоминается и в других письмах. С этими суждениями можно полностью согласиться, если переиздаваемая литература не пользуется спросом. Учтем и тот факт, что каждое новое переиздание книги оплачивается меньше предыдущего. Это дает государству существенную прибыль, иногда и в валюте.

Композиторы, драматурги за произведения высоких художественных достоинств и популярности через Всесоюзное агентство по авторским правам получают гонорар в зависимости от того, насколько часто звучит музыка на концертах или показывается пьеса. Сумма гонорара и за год иногда действительно измеряется тысячами рублей. Однако драматург, например, не каждый год пишет пьесы, которые ставят театры.

Теперь обратимся к заработкам не столь высоким, которые получает большинство в сфере искусства. Немало писем получили мы от работников театра. Они также пишут о несоответствии в оплате труда. Скажем, должностной оклад главного режиссера областного театра - 250 руб., очередного режиссера высшей квалификации - 225 руб. Как видно, немалый организаторский и творческий труд, ответственность, лежащая на плечах главрежа, "оцениваются" в 25 руб. Может быть, не в последнюю очередь и поэтому сегодня в стране ощущается острый дефицит в режиссерах-профессионалах.

Вопрос оплаты творческого труда весьма сложен и не так однозначен, как порой кажется.

ВЗГЛЯД

* - Труд писателя, как и любой другой, требует материального обеспечения, - сказал первый секретарь правления СП СССР В. КАРПОВ на шестой сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва. - Не верьте обывательским разговорам об огромных гонорарах. В подавляющем большинстве скромно, и заработки их не превышают окладов врачей или инженеров.

А вот доходы писатель приносит порой немалые. Однажды мы выступали на предприятии. Директор его с гордостью сказал: "В прошлом году мы дали около четырех миллионов рублей прибыли". А я подумал о том, что некоторые из писателей, выступавших на заводе, принесли не меньший доход. Посмотрите выходные данные "Роман-газеты". Книжка тиражом 2 млн. (роман с продолжением в двух книгах) - 4 млн. экземпляров. Цена каждой книжки 1 руб. 30 коп. Вот обыватель и считает: "Мать честная! Писатель около пяти миллионов отхватил!" А писатель получил полагающиеся по авторскому праву пять тысяч рублей за каждую книгу, а четыре с лишним миллиона пошли в государственный бюджет и встали рядом с четырьмя миллионами того предприятия, на котором шел этот разговор. Ну а если учесть, что эту книгу литератор писал три - пять лет да столько же ждал публикации, то средний заработок в месяц будет невелик.

Смотрите также:


Актуальные вопросы

  1. Где и когда смотреть полуфинал ЧМ по хоккею с участием России?
  2. Какие лампы лучше для глаз?
  3. Сколько стоят услуги адвоката?