Примерное время чтения: 9 минут
154

СЕКРЕТЫ АМЕРИКАНСКОЙ ИНДУСТРИИ ТЕЛЕРАЗВЛЕЧЕНИЙ. В телезвезды по конкурсу

Из передачи Центрального телевидения "Американские бизнесмены и перестройка", показанной по второй всесоюзной программе, в которой приняли участие журналисты еженедельника "Аргументы и факты", мы поняли, что ленинградские журналисты Тамара и Владимир МАКСИМОВЫ - авторы популярных программ "Музыкальный ринг" и "Общественное мнение" - побывали в Америке. Наверняка они знакомились там не только с американским бизнесом, но и с телевидением США. Хотелось бы знать точку зрения о нем советских тележурналистов.

Н. Спивакова, Одесса

ТОЛЬКО ЧТО вернулись из Америки, и планы грандиозные! Это потому, что насмотрелись программ по 50 каналам в четырех штатах, побывали на съемках в разных телекомпаниях Лос-Анджелеса. Миннеаполиса. Нью-Йорка и пришли к выводу: а наши-то работают лучше!

Нет, по техническим возможностям, организационной структуре американцы вне конкуренции, а по творческим советские тележурналисты, если учесть, что каждый из них, не подозревая того, совмещает сразу несколько профессий, получая за это фактически "пособие по безработице", - универсалы, и нет им цены.

Взять, к примеру, американского ведущего популярного шоу. Непопулярных там просто нет, конкуренция такая, что, если интерес к твоей программе падает, через месяц-два она перестает существовать. Поэтому каждый ведущий в первую очередь следит за результатами рейтинга, который проводится среди зрителей после каждого эфира. А американцы капризны и требовательны - им есть что выбрать на 50 каналах. Причем форма передачи большого значения не имеет, и авторское право, из-за которого мы переживаем, так же, как и у нас на телевидении, никто не охраняет, наоборот.

Представим, что зрителям, к примеру, понравился "Музыкальный ринг". Новая оригинальная форма, по рейтингу вдруг "выскочила" на первое место. Тут же продюсеры разных телекомпаний станут искать ведущих, способных вести такую передачу. И вот почти одновременно по десяти каналам в эфир выходят "Музыкальные ринги". В каждом - свой шоу-мен, свои музыканты. Включаете одну программу - там Владимир Мукусев, к примеру, предлагает раунды между Аллой Пугачевой и Софией Ротару. Это его шоу. Включаете другой канал - Александр Масляков начинает поединок между "Кино" и "Алисой". Это уже шоу Александра Маслякова. Можете переключить еще несколько кнопок - шоу Дмитрия Захарова, шоу Владислава Листьева... Так что можете выбирать "Музыкальный ринг" на свой вкус и не злиться, что вам по единственной программе навязывают что-то одно. Ну а кого не предпочли раз, два, три - тот из "гонки" выбывает. Значит, нет к нему интереса и он должен уйти, уступив место другому кандидату в телевизионные "звезды".

Да, ведущие шоу-программ на американском телевидении настоящие "суперзвезды".

Конечно, по сравнению с нашими китами - "Взглядом", "До и после полуночи", "Что? Где? Когда?", "Музыкальным рингом", американские программы примитивны. Форма такова: публика сидит в зале, а ведущий в студии задает вопросы знаменитостям, к которым никого из зрителей не допускают. Им позволено лишь с восхищением наблюдать за "звездами" издали. Никаких видеосюжетов и тем более комментариев к ним в американском ток-шоу не бывает. Это нерентабельно, так как сложно по организации и воплощению. Брак технический тоже не исключен - хоть и лучшая японская техника, да и неизвестно, какой эффект даст видеосюжет. Для продюсера - это риск, в бизнесе же преуспевает тот, кто действует наверняка. Так что на американском телевидении предпочитают не экспериментировать, а делать привычные и апробированные программы. Поэтому большого разнообразия на всех каналах не увидишь: множество телевизионных игр, викторин, похожих одна на другую: для бизнесменов и домохозяек, для одиноких мужчин и многодетных женщин, для семей и сирот, толстяков и глухонемых, рабочих и безработных. Всех не перечислишь. Американцы любят играть, как дети, и вообще, они открыты для удовольствия.

В ЭТОЙ СТРАНЕ, кажется, все для того живут и работают, чтобы получать удовольствие. Первое время нас раздражал один и тот же вопрос: куда ни пойдешь - город ли осматриваешь, кофе ли пьешь, в деловых переговорах участвуешь, берешь ли интервью, или ведешь машину - всюду одно: "Ну что, вы получаете удовольствие?". Потом я поняла, в чем дело -мы-то в последнее время вообще забыли смысл этого словосочетания. Американцы же на вопрос "Хау а ю?" всегда отвечают "Файн!", что значит "Прекрасно!". Вспомните, что говорим мы, когда нас спрашивают: "Как дела?". Даже в лучшие дни - "Нормально". А чаще: "А, так себе". Но чтобы "прекрасно" - что-то не припомню. Да и нелепо было бы отвечать "Файн", отстояв очередь за мясом или получив по карточке кусок туалетного мыла на месяц.

...Впервые за последние десять лет я вошла в телевизионную студию не в качестве ведущей, а вместе со зрителями, которые оказались здесь, чтобы улыбками, реакцией помочь своему любимому ведущему провести программу. Но оказалось, что снимать их никто не собирается. Публика важна для создания атмосферы. "Толпа никому не интересна, - пыталась объяснить ассистент режиссера. - В центре внимания должны быть те, кто достиг небывалых успехов в спорте, кино, театре, на эстраде - неважно где. Главное, что они - эталон, к которому каждый старается приблизиться".

Как только все приглашенные расселись по местам, появился красавчик в белоснежном костюме с лучезарной улыбкой. Так вот они какие, американские телезвезды! Я знала, что в живом эфире американские шоумены не работают - это лишние волнения и риск, а они должны беречь себя. Но то, что стал делать блестящий молодой человек, противоречило этим правилам. Он бегал между рядами с микрофоном, сыпал шутками, брал интервью, раздаривал подарки, кому-то - автографы! Публика на глазах "заводилась". Громче становился смех, возбужденнее звучали ответы, чаще - аплодисменты. Так продолжалось минут тридцать. Мы с удивлением смотрели на отвернувшиеся камеры: неужели это репетиция?

"Что же он делает, этот Пэт Сэджик?", - спросила я сидевшую рядом ассистентку. "Я думаю, - ответила она, - что Пэт сейчас выслушивает последние наставления сценаристов и продюсера первого эпизода, ведь до съемки осталось всего несколько минут". Ей и в голову не пришло, что я могла принять молодого человека, работающего с публикой, за ведущего популярного шоу!

ПОТОМ мне объяснили, что на телевидении существует специальная должность для тех, кто мечтает когда-либо иметь свое шоу. Как правило, это выпускники университетов, начинающие свою карьеру с работы за кадром, чаще бесплатно, на правах волонтеров. Они не жалеют своих сил, не только приобретая профессиональный тренинг общения со зрителями, но и надеясь когда-нибудь обратить на себя внимание продюсеров. Для каждой такой закадровой работы они сами пишут себе иронические тексты, придумывают трюки. Ведущий шоу авторской работой занимается редко. Каждый эпизод для него готовит специальная группа сценаристов, продюсеров. У нас же, как вы догадываетесь, все в одном лице - ведущий, автор, продюсер, а иногда и администратор.

Но последним ударом для меня был телесуфлер, тот самый телесуфлер, о котором я столько слышала и сделать подобие которого мы пытались, начиная наши первые большие "Музыкальные ринги". Когда вспыхнуло над нами табло "Аплодируйте" и под раздавшиеся вокруг рукоплескания и приятные звуки (своего!) эстрадного оркестра на середину студии выпорхнул Пэт Сэджик, в объективе одной из камер поплыл текст первого монолога. Ведущий открывал свое шоу, читая строку за строкой, и делал это с таким очарованием и такой искренностью, что никому и в голову не придет, что придуман этот текст другим человеком, а Пэт, может быть, видит эти слова впервые в жизни.

КОГДА ЧЕРЕЗ несколько часов в гостинице мы смотрели запись этой передачи в эфире, с трудом верилось, что такова технология съемки. Исполнение было безукоризненным, так же, как и работа гримеров. На большом экране они внимательно наблюдали за каждым движением "звезды" и в перерыве буквально бросались к Сэджику, чтобы поправить макияж, прическу, ведь в эфире крупным планом был не он, а их работа. И если бы кому-то показалось, что Пэт выглядит в кадре неважно, я думаю, на следующий же день на месте этих двух гримеров работали уже другие профессионалы...

После съемок мы зашли в апартаменты Пэта. Вид у него был не менее усталый, чем у наших ведущих после "живых эфиров". Вероятно, каждую минуту Сэджик тоже помнил об одном, - если сделано что-то не в полную силу сегодня, завтра публика может с высокого третьего места передвинуть его на последнее. Рейтинг упадет, и из двухсоттысячедолларовой телезвезды он превратится в простого безработного. Такие метаморфозы на американском телевидении не такая уж редкость.

И все-таки лучше работать по-американски, чтобы тебе предоставили условия каждый день делать такие программы, после которых людям на вопрос "Как дела?", хотелось бы с улыбкой, непременно с улыбкой, ответить: "Файн! - прекрасно!".

К сожалению, здесь мало что зависит от телевидения. А впрочем, может, пора нам, тележурналистам, постепенно выходить из того негласного соревнования, в которое в погоне за "чернухой" друг за другом включались "взглядовцы" и "колесники", "полуночники" и "невзоровцы"? Может, хватит всеобщего самобичевания и самоедства, которые поневоле порождают в нас озлобленность и пессимизм? Пора уже телевидению возвращать людям то, что оно у них незаметно отняло - веру в себя, здоровье, человеческие отношения и чувства. Но как, если даже передачи "Вокруг смеха" и "КВН" вызывают пока смех сквозь слезы?!

Творческий дневник Максимовых сейчас готовится и выходу в издательстве Искусство". Книга будет называться "Музыкальный ринг" и появится в начале 1990 г.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно