Примерное время чтения: 7 минут
170

Президент в СССР: точки зрения

После бурных дебатов Верховный Совет СССР принял Постановление "Об учреждении поста Президента СССР и внесении соответствующих изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР". Проект закона будет рассмотрен внеочередным III Съездом народных депутатов СССР, который созывается 12 марта с. г. Свое мнение о президентстве в нашей стране высказывают доктор философских наук В. ХАЛИПОВ и доктор юридических наук Б. КУРАШВИЛИ.

В. Халипов: "Семь раз отмерь"

В ОКТЯБРЕ 1917 г. наше государство создавалось как Республика Советов снизу доверху. Это была идея Ленина, идея партии, выражение политических устремлений масс. Казалось, что была найдена верная альтернатива известным в истории формам общественного устройства и государственного управления. Но минули десятилетия, а идея оказалась фактически не реализованной. Ее отбросили времена сталинщины и брежневщины, ее смяла командно- административная система.

Вот почему, начиная перестройку, возрождая все прогрессивное в социалистической мысли и практике, извлекая уроки из прошлого, многие увлеченно наговорили о необходимости наконец-то воплотить в жизнь лозунг: "Вся власть Советам!".

Но не осуществив до конца одного, мы решаемся пойти на новую крупномасштабную политическую акцию - введение президентского правления. Это крупный, принципиальный вопрос. И решать его, не отмерив семь раз и не подискутировав всерьез, нельзя.

Всем ясно, кто видится сегодня на президентском посту, и многие по праву считают, что лидер нашей перестройки такого поста достоин. Но ведь пост-то будет вводиться не на 5 - 10 лет, а всерьез и надолго.

Во-первых, нас, конечно, привлекает западная практика, возможность общения наших руководителей с зарубежными при соответствующих титулах. Тем более что партийный титул и партия сегодня выглядят уже не так, как прежде. Однако нельзя не видеть, что опыт политической практики, сложившихся демократических процедур за рубежом один, и он многообразен, а у нас он другой и скудный.

Во-вторых, как же быть с самими Советами? Мы ведь не только при федерации, но и при сильных и мудрых Советах еще не жили. Обдуманно ли мы поступим, когда, едва сделав первые шаги к передаче им власти, снова их ограничим? И дело здесь не в самом президенте страны. В ближайшее время по аналогии встанет вопрос о введении президентства в ряде союзных республик, а может быть, и во всех. Но как тогда будет сочетаться такая система президентства с идеей Союза Советских, а не президентских Республик? Не станет ли сильное республиканское президентство доводом в пользу конфедерации, а не федерации?

В-третьих, как быть с нашей Коммунистической партией, проходящей критическую полосу в своем развитии? Как ей строить свои отношения с президентом? Делегировать его из своих рядов, контролировать его, и позволит ли он это делать?

Продумать на перспективу надо и такой вопрос: оставлять ли президента на посту первого руководителя в партии или временно во имя его независимости приостанавливать его членство на период президентства в условиях многопартийной страны? И далее: в условиях грядущего расцвета политического плюрализма не возникнет ли необходимость вручить президентство представителю альтернативных или оппозиционных партий? Да и не возникнет ли у одного из таких последующих президентов искушения серьезно потеснить коммунистов в политической жизни или вовсе их исключить из нее?

Наконец, стоит ли перегружать властью одного человека? Право же, создается впечатление, что мы никак не отрешимся от соблазна - все взваливать на того, кто тянет воз.

Можно полагать, что идея президентства возьмет верх. Но стране нужен президент не только с огромными полномочиями, не только сопоставимый по власти с Верховным Советом, но и подотчетный народу. Поэтому этот вопрос следовало бы решать в общей системе проблем создания новой Конституции, решать так, чтобы выиграли держава, социализм и перестройка.

Б. Курашвили: "Да спасет нас президентство"

ПРЕЗИДЕНТ является главой государства, в строго определенных законом границах объединяющим деятельность трех систем власти, и главой административной системы. Он подотчетен Съезду и Верховному Совету. Законы и другие решения, принимаемые народным представительством, обязательны и для президента.

Однако у него есть в отношении народного представительства процедурные полномочия: право отлагательного вето, преодолеваемое квалифицированным большинством народного представительства, и право назначать референдум по наиболее важным и спорным вопросам, если даже народное представительство возражает против этого.

В качестве главы административной системы президент действует как непосредственно, так и через посредство своего второго административного "я" - председателя правительства, назначаемого по его предложению Верховным Советом.

Полномочия президента в отношении союзных республик складываются из того, что республики делегировали ему из своего суверенитета по союзному договору, выраженному в Конституции СССР. Президент возглавляет два совета: президентский совет, состоящий из президентов союзных республик, и высший военный совет (в перспективе, видимо, совет безопасности). Решения по некоторым вопросам президент принимает единолично в случае неотложной необходимости (отражение военного нападения, введение чрезвычайного положения), после чего представляет их на утверждение Верховному Совету.

Словом, власть президента велика, но необходима. Морально-политический авторитет этой должности еще больше возрастет, когда она будет заполняться всенародными выборами. Естественно, авторитет должности не может компенсировать недостатки головы и характера носителя должности. Эти недостатки только усугубляются властью. В высшей степени важно поэтому не ошибиться при выборах президента и контролировать его на всем протяжении его деятельности.

Эти две задачи могут с максимально возможной гарантией решаться только в условиях многопартийности, при существовании в полновластном, постоянно работающем парламенте фракций правящих и оппозиционных партии с обеспечением прав меньшинства.

У нас этого еще нет, поэтому учреждение должности президента связано с большим риском. Не исключено, что демократический институт президентства может переродиться в диктаторскую власть. И все же в нынешних условиях, когда процесс "советизации власти", ее перехода от партийных комитетов к государственным органам из-за допущенных ошибок привел к резкому ослаблению власти, риск оправдан. Вместе с тем уже сейчас нужно принять меры по его уменьшению.

В норме президентом будет лидер партии большинства. Но сейчас у нас единственная партия. Такую партию президент, являющийся одновременно ее лидером, может использовать для авторитаризации своей власти. Значит, будущий президент должен тотчас покинуть свои руководящие посты в партии, включая членство в ее ЦК.

В недалеком будущем вероятно возникновение трех социалистически ориентированных партий. Если употреблять слова "левый" и "правый" в общепринятом смысле (у нас "все наоборот"), то это, видимо, будут: левая партия "организованного социализма", которая сохранит название коммунистической; левоцентристская партия демократического социализма, которая поставит своей целью преобразование социализма на базе полномасштабного товарного производства с исключением частнокапиталистического предпринимательства; правоцентристская социал- демократическая партия, которая сделает ставку на допущение частнокапиталистического предпринимательства в значительных масштабах.

Наибольшие шансы стать президентом у М. С. Горбачева. Несмотря на неудачи перестройки, его авторитет сохраняется. Он, правда, неоднократно выступал с идеей безмодельного, бессхемного развития. Так и идет перестройка - без моделей и без схем. Для руководителя партии, которая должна быть "впередсмотрящей" общества, такая идея, скажем прямо, никуда не годится, но для президента - главы исполнительной власти не столь важна.

Да спасет нас президентство.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно