Примерное время чтения: 9 минут
118

НАВСТРЕЧУ ВНЕОЧЕРЕДНОМУ СЪЕЗДУ. Вся власть Советам?

В трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта" смертельная вражда двух семей - Монтекки и Капулетти закончилась гибелью и Ромео, и Джульетты. Но Италия на этом не закончилась. Чем закончится война законодательной и исполнительной властей в России - только ли "кончиной" ее ярых представителей или всей российской государственности, - можно только гадать.

КАЖЕТСЯ, многие вздохнули спокойнее, когда Президент обнародовал схему конституционного соглашения, четко разграничивающую "права и обязанности". Если совсем коротко, то он предложил прекратить кромсать Конституцию в части изменения баланса властей и хотя бы год заняться только экономикой, перестать ветвям власти вмешиваться в дела друг друга. Одним словом, правительство, как ему и положено, должно вести хозяйственную деятельность.

В свою очередь Председатель ВС РФ настаивает на дальнейшем урезывании прав Президента и правительства. На небывалую высоту поднимается роль съезда, а значит, и всех Советов.

Корреспонденты "АиФ" спросили о том, что думают о конституционном соглашении и нынешней политической ситуации, некоторых членов российского парламента и известных политических деятелей.

С. БАБУРИН:

- Конституционное соглашение напоминает мне то ли фантасмагорию, то ли плод больного воображения. Никаких торгов вокруг Конституции быть не может - Конституция должна соблюдаться.

Только что состоялся 2-й съезд Российского общенародного союза. Он выработал следующее решение - обратиться ко всем политическим партиям и движениям, высшим должностным лицам России с предложением немедленно заключить гражданское соглашение, своего рода акт о гражданском мире. На основе этого соглашения необходимо сформировать коалиционное правительство, в котором после консультаций распределить ответственность между всеми политическими силами, которые есть в обществе. Если в течение двух ближайших месяцев не будут приняты решения или о "соглашении" или о досрочных выборах, то мы обращаемся с предложением к самым широким слоям общественности приступить к акциям гражданского неповиновения. Шум, идущий между верхушкой ВС и Президентом, напоминает мне игру политиков, которые боятся посмотреть в глаза реальности. За этой игрой они прячут свой страх перед реальностью. Своей перепалкой, междоусобицей они пытаются уйти от ответственности за те последствия их дел, которые мы имеем.

Другая позиция - полная пессимизма - у одного из последних в ВС РФ демократов Л. ПОНОМАРЕВА:

- На Совете фракций Верховного Совета проявилось абсолютное неприятие того, что делает Президент. Разговор был по-хозяйски спокойный: мы проведем съезд, отменим принятое на прошлом съезде конституционное постановление, и больше проблем не будет. Референдум не нужен.

Так, за исключением трех фракций - "Дем. России", "Радикальных демократов" и "Согласие ради прогресса", считают все остальные. Даже заместитель Председателя ВС Н. РЯБОВ стал против отмены ст. 104 Конституции о съезде - как высшей власти в стране. До речи спикера в Новосибирске Рябов как юрист не сомневался в необходимости отмены этой статьи.

Однако между революционностью и пессимизмом "живет" в ВС и другая позиция. Председатель Комитета по законодательству М. МИЛЮКОВ:

- Надо определить позиции, по которым Президент и ВС зафиксируют противоречия между законодательной и исполнительной ветвями власти. Разрешить конфликт можно только в порядке совместной законодательной инициативы ВС и Президента на Съезде народных депутатов.

Главное же противоречие - между закрепленными Конституцией принципами разделения властей и полновластием Съезда.

Что касается перевыборов, то думаю, что больше об этом говорят, но внутри многие побаиваются. Ни одна политическая сила не скажет с уверенностью, что принесут новые выборы, какой они дадут новый депутатский корпус, какого Президента.

Однако обратимся к президентской стороне.

Премьер-министр В. ЧЕРНОМЫРДИН:

- Я против всяких конфликтов, тем более при нынешнем состоянии экономики. Надо находить точки соприкосновения. Без должного контроля правительства над денежной эмиссией, Госбанком, Внешэкономбанком реформа движется очень трудно. Думаю, положение надо изменить в пользу более полных полномочий исполнительной власти.

Ближайший советник Президента, вице-премьер С. ШАХРАЙ:

- Если не пройдет референдум и не будет выработано конституционное соглашение, мы можем вступить в неправовое пространство. Какое-то время все ветви власти будут продолжать работать несбалансированно, какая-то из них может попытаться навести порядок. Ни у кого это не получится, и выгонят всех. За это время государство еще больше расползется, как кисель по тарелке.

Президент сказал, что он не отвергает возможности досрочных выборов с соблюдением механизма плавного перехода власти. ВС на этот счет молчит. Говорил об этом и Р. Хасбулатов, но в любой момент он может сказать, что это всего лишь позиция одного из 1040 депутатов.

У нас два правительства: ВС со своими исполнительно- распорядительными структурами и собственно правительство Черномырдина. Параллельно создаются еще несколько теневых кабинетов, у которых тоже есть распорядительные функции. У ВС - Пенсионный фонд, Фонд федерального имущества, главные банки и еще несколько органов, которые распределяют деньги, не согласовывая с правительством.

Что съезд может "пойти вразнос", знает в нашей стране каждый, но пост Президента введен референдумом, и никаким голосованием съезд не может его отменить без референдума. Он может выразить недоверие конкретному человеку на основании заключения Конституционного суда с соблюдением всех процедур импичмента. Съезд народных депутатов ввел в Конституцию принцип разделения властей, что наряду с федерализмом, народовластием и республиканской формой правления составляет 4 базисных принципа нашего конституционного строя. Нормы, закрепляющие принципы конституционного строя, всегда обладают приоритетом над всеми остальными нормами. Это аксиома. И жалко, что молчит Конституционный суд. Тогда бы не было иллюзий, что все можно отменить голосованием.

А вот мнение государственного советника С. СТАНКЕВИЧА:

- На мой взгляд, надо дать Президенту возможность более эффективно использовать право законодательной инициативы. Президенту надо дать право определять свои законодательные предложения в качестве "срочных" и "неотложных", которые Верховный Совет мог бы рассматривать по особой ускоренной процедуре, что широко используется в парламентах многих стран мира. Каждая власть сохраняла бы за собой полномочия, но взаимодействие их было бы гораздо более оперативным.

Необходимо также изменить формулировку, касающуюся президентского "вето", и преодолевать его не менее чем двумя третями голосов в парламенте.

Не менее важно решить вопрос о согласованности властей в борьбе с инфляцией. Можно было бы принять такое решение, которое устанавливало бы, что решения парламента, связанные с расходованием средств свыше определенного уровня, принимаются только с согласования правительства.

Завершим аргументацию президентской стороны отрывком из интервью М. ПОЛТОРАНИНА, данного им ИТАР-ТАСС:

- Лозунг "Вся власть Советам" не оправдал себя в ленинское время. Пребывание большевиков у власти показало, что Советы неэффективны. Потребовалось срочно укреплять аппарат партии в качестве стержня исполнительной власти. В принципе КПСС всегда была не партией, а вертикалью исполнительной власти. После отмены 6-й статьи Конституции, когда Россия стала выходить в автономное плавание, такой "вертикалью" призван был стать Президент.

Съезд как инструмент власти не способен спасти Россию от расчленения, так как является механической суммой местных интересов. Попытки "отодвинуть" Президента и создать свою "исполнительную структуру" со стороны некоторых представителей Верховного Совета России неизбежно приведут к монопольному господству той же механической суммы местных интересов и будут чреваты самыми опасными последствиями, вплоть до гражданской войны.

* * *

Конечно, во всех этих политических хитросплетениях нормальному человеку разобраться трудно. Поэтому сделаем некоторые выводы. Борьба за власть Советов, похоже, близка к завершению. А поскольку в каждом "Совете есть "голова", то появляется и главная "голова". Вместе с этим завершается и формирование режима личной власти, которая дает устанавливаться личной власти и местных руководителей Советов. В частности, Председатель ВС РФ Р. Хасбулатов уже призвал в Новосибирске назначать руководство местной милиции и госбезопасности с согласия Советов.

В нашей стране это уже было - в 30-е гг. В то время так же угрожали на митингах, апеллировали к народу, ловили шпионов (ныне - "агентов влияния"). В то время тоже "воспитывали" депутатов - наградами, обещаниями "кресел", а часто и угрозами.

Однако, поддерживая стремление к единовластию, российские парламентарии забывают, что в 30-е гг. их коллеги были попросту уничтожены, как нежелательные свидетели. Они тоже не предполагали такого исхода.

Так к чему же мы приходим? Съезд - Верховный Совет - местные Советы... Готовая властная вертикаль, в которую перелились многие партийные функционеры, не успевшие (или не захотевшие) уйти в коммерцию.

Что может предпринять в этой ситуации Президент? Сидеть сложа руки - значит подписать себе приговор. Оставшаяся конституционная мера - выступить до открытия Съезда на сессии Верховного Совета и провести совместное с ним заседание. Пускай депутаты выслушают Президента, в чем- то, быть может, не согласятся, а в чем-то и найдут выход из кризиса. А чтобы российские граждане сами увидели, кто чего добивается и кто чего хочет, заседание должно транслироваться на всю страну и не закончиться до тех пор, пока не будет принято четкого решения. Впрочем, все это можно сделать и на внеочередном съезде, который пройдет в марте.

...Тысячелетняя история знает подобные примеры, проверенные временем. Кардиналы Римской католической церкви избирают Папу, замуровавшись в капелле. Пока решение не принимается, никто не может оттуда выйти. Насколько известно, жертв при этой процедуре еще не было, а церковь живет и остается любимой народом. Чего не скажешь о наших властях.

Итак, Б. Ельцин сделал свой ход, Р. Хасбулатов - тоже. Следующий ход снова за Президентом.

P.S. По некоторым сведениям, Б. Ельцин рассматривает возможность формирования коалиционного правительства. Ряд сообщений, за достоверность которых пока нельзя поручиться, свидетельствует о том, что Президент может предложить занять пост премьер-министра А. Руцкому. А В. Черномырдин вновь станет вице-премьером.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно