Примерное время чтения: 5 минут
130

ДВА МИРА - ДВА ОБРАЗА ЖИЗНИ. СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ: РЕАЛЬНОСТЬ И МИФЫ

Социализм: отношения дружбы и братства

Капитализм: непримиримые противоречия между классами

НА ПРОТЯЖЕНИИ всей истории человечества лучшие его представители мечтали о создании такого общества, где не было бы ни униженных, ни бесправных, ни угнетенных. Эти идеалы впервые нашли свое реальное воплощение в нашей стране построившей развитое социалистическое общество, где нет антагонистических противоречии, неуклонно стираются существенные различия между классами. Крепнущая социальная однородность нашего общества, единство главных интересов классов и слоев, единое мировоззрение - одна из коренных черт советского образа жизни.

"В России... в общем тоне городов и поселков чувствуется нечто, прежде неведомое нигде в мире. Где богачи? Их нет. А где униженные, замученные бедняки? Они тоже исчезли: ...Нет социальных изгоев, голодных, безнадежно взирающих на богатство, на тех, кто случайно или благодаря волчьей хватке вышел победителем в зверски беспощадной классовой борьбе", - так писал Теодор Драйзер, путешествовавший по СССР на рубеже 1927 и 1928 гг.

А за прошедшее время в результате социалистического строительства произошли еще большие перемены в социальной структуре нашего общества. И в первую очередь в рабочем классе, который вырос количественно с 10 - 12 проц. всего населения в 1920 г. до более чем 60 проц. в 1982 г. Значительно повысился его образовательный и культурный уровень: из каждой 1000 рабочих имели минимум среднее (полное и неполное) образование в 1939 г - 87 человек, в 1959 м - 401, в 1982 г. - 800 человек.

Верным союзником рабочего класса в строительстве развитого социалистического общества, в его борьбе за коммунизм выступает колхозное крестьянство. Современный крестьянин-колхозник совсем не похож на неграмотных земледельцев, составлявших большинство населения дореволюционной России. По мере индустриализации сельскохозяйственного производства в жизни колхозного крестьянства происходят глубокие перемены. Его труд постепенно сближается с трудом рабочих.

Плечом к плечу с рабочим классом и колхозным крестьянством трудится советская интеллигенция, играющая все более заметную роль не только в науке, в образовании, культуре, но и в материальном производстве, во всей жизни общества. За годы Советской власти она особенно выросла с 3 млн. человек в 1926 г., до 42 млн. в 1982 г. Ни одна страна не имеет такой многочисленной интеллигенции: четверть всех научных работников мира, треть врачей работают в СССР.

При социализме еще остаются различия между рабочим классом и крестьянством, обусловленные наличием двух форм социалистической собственности (общенародной и колхозно-кооперативной), неодинаковым уровнем развития промышленного и сельскохозяйственного производства. Однако эти различия не носят характера непреодолимых и благодаря проводимой партией и правительством политике постепенно стираются. Быстрыми темпами механизируется труд земледельца, меняется социальный облик села. В годы десятой пятилетки, например, из каждых 3 новых школ 2 строились в сельской местности. Оплата труда советских крестьян теперь растет быстрее, чем зарплата рабочих. По сравнению с 1940 г. в 1982 г. реальные доходы рабочих и служащих в расчете на одного работающего увеличились в 4,1 раза, реальные доходы колхозников - в 7,2 раза.

В нашей стране утвердились общие коренные интересы у рабочих, крестьян и интеллигенции. А это факт огромного исторического значения. Прежде всего эти общие интересы проявляются в единстве нашей главной цели - построении коммунистического общества. Достижение ее возможно только на основе подъема материального и культурного уровня населения, всестороннего развития каждой советской нации и народности, проведения миролюбивой внешней политики, заботы об оборонной мощи социалистической Родины.

НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ такого единства в капиталистическом обществе, разделенном на антагонистические классы.

Вся система капиталистического общества неумолимо обостряет противоречия между классами. Забастовки - и локауты, борьба за права - и антипрофсоюзные законы, походы бедняков с петициями - и полицейские расправы и, наконец, кровавый террор, военные диктатуры стали нормой.

Богатые и бедные, буржуа и трудящиеся преследуют противоположные цели: первые стремятся сохранить несправедливый строй любым путем, будь то путь уступок или путь кровавой жестокости; вторые - разрушить его. Автору этих строк не раз приходилось бывать на профсоюзных собраниях в Англии. Проходят они, как правило, на вторых этажах пивных баров, так как хозяева предприятий не разрешают классовым противникам собираться на заводской территории и профсоюзы вынуждены снимать помещения. На собраниях при приеме нового члена профсоюза ему вручают специальное обращение, где говорится: "Мы просим тебя помнить, что наше право на объединение было завоевано вопреки долгому и ожесточенному сопротивлению класса нанимателей, которые всегда выступали против улучшения условий рабочих... Желаем тебе дожить до того дня, когда единство рабочих будет таким мощным, что мы покончим с системой, порождающей безработицу и нищету среди множества, и заменим ее справедливой системой, которая обеспечивает полную и счастливую жизнь всем, кто приносит обществу свой полезный труд".

Сейчас 1 проц. населения США владеет в 8 раз большим состоянием, чем половина американцев. Подобное положение и в других странах Запада. В Швеции господствуют 15 семей. Одна из них, семья Велленберг, контролирует треть всего экспорта страны. В ФРГ 1,7 проц. населения принадлежит 70 проц. средств производства. Понятно, что ни о каком согласии не может быть и речи между буржуа и рядовыми рабочими. "В Нью Йорке, - писал Генеральный секретарь Компартии США Гэс Холл, - богатые платят за содержание своих собак в псарнях больше, чем власти штата или города расходуют на лечение душевнобольных или на нужды социального обеспечения".

Сколько сил, сколько средств затрачено буржуазной пропагандой, чтобы скрыть, приуменьшить или хотя бы превратно истолковать разрыв между классами! Этой проблеме посвящено много теорий - "народный капитализм", "общество всеобщего благоденствия", "новые горизонты". Суть их всегда одна и та же: стремление сохранить институт частной собственности, отвлечь трудящихся от борьбы за коренное переустройство общества.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно