Примерное время чтения: 6 минут
100

ИСКУССТВО. Служить интересам народа

НАШЕ ИСКУССТВО никогда не стояло в стороне от насущных вопросов общественного развития, забот и чаяний народа, всегда было активным участником битв за построение нового общества. В период зрелого социализма эта его функция приобрела новые черты. Вмешательство искусства в жизнь стало значительно разностороннее, глубже, компетентнее и, пожалуй, что самое главное, - действеннее.

ЗА ЧЕЛОВЕКА ВЫСОКОЙ НРАВСТВЕННОСТИ

В постановлении ЦК КПСС "О творческих связях литературно- художественных журналов с практикой коммунистического строительства" отмечено, что статьи и очерки о положительном опыте хозяйствования, о проблемах социального переустройства села, об охране окружающей среды вызвали широкий читательский интерес; по некоторым из них приняты решения партийных и государственных органов. И это относится не только к материалам литературно-художественных журналов, но и к произведениям других видов искусства, в частности, кинематографа, телевидения, театра. Достаточно вспомнить, какое значение для судьбы Байкала имел фильм "У озера" С. Герасимова; романы "Белый пароход" Ч. Айтматова и "Когда киты уходят" Ю. Рытхэу для общественного, нравственного осознания современной экологической обстановки; очерков И. Васильева, Ю. Чередниченко, А. Никитина, Ю. Куранова для решения важных вопросов переустройства села на основе Продовольственной программы СССР.

Развитие НТР привело, как известно, к коренному изменению характера труда, предъявило новые, небывалые требования не только к профессиональной подготовке, но и к моральным качествам человека.

С точки зрения анализа нравственной сущности труда и социальной активности личности характерна та эволюция, которая произошла за последнее десятилетие с образом так называемого "делового человека" в литературе, кино, на сцене. У всех еще в памяти, как после Чешкова ("Человек со стороны" И. Дворецкого) по сценам и экранам толпами зашагали самодовольные "технари", стремящиеся к выполнению плана любой ценой. Но вскоре обнаружилось, что такие бездушные прагматики могут принести даже вред производству ("День приезда - день отъезда" В. Черных) и самим себе, так как они становятся духовно ограниченными, обедняют свою жизнь, делают ее одномерной, односторонней, перестают понимать близких им людей (фильм "Частная жизнь" Ю. Райзмана).

В противовес им в литературе, кинематографе, на театральной сцене утверждается образ положительного героя, чья деятельность направляется не соображениями личной выгоды, корысти или бездумным служебным рвением, а высоким развитием чувства гражданина, когда поведение, добросовестная работа, стремление прийти на помощь людям становятся делом совести.

Театр, кинематограф все чаще обращаются к героям, которые не боятся брать на себя личную ответственность за дело, для которых партийная и государственная дисциплина - не бездумное выполнение распоряжений "сверху", а внутренний нравственный долг перед людьми, народом, перед землей. Таковы Потапов из "Премии" А. Гельмана, Сагадеев из "Тринадцатого председателя" А. Абдудлина, секретарь райкома Торели из телефильма "Твой сын, Земля" режиссера Р. Чхеидзе, сельский механизатор Батрак из романа белорусского прозаика И. Шамякина "Возьму твою боль", такова семья потомственных рабочих Долженковых в новом романе В. Кожевникова "Корни и крона" и другие.

ПРОТИВ АНТИПОДОВ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ МОРАЛИ

Не так давно в бакинском театре русской драмы имени Самеда Вургуна был поставлен спектакль по пьесе известного азербайджанского драматурга А. Рзаева "Лето в городе".

Главный герой спектакля, преподаватель вуза, оказывается перед сложным нравственным выбором. Его сын, управляя автомобилем, сбил девочку и должен предстать перед судом. Следователь, ведущий дело, намекает отцу обвиняемого (который является членом приемной комиссии института), что все обойдется благополучно, если сын следователя получит на экзамене пятерку.

Можно понять состояние отца обвиняемого, его желание выручить сына из беды, но он не способен пойти против совести. "Я не мог, я хотел, но не мог, - говорит он жене. - Я видел глаза этих детей, поступающих в институт. Понимаешь, с доверием... Я уже прожил большую часть жизни, а им жить и жить... Им нельзя терять доверие, не могут они думать, что нет справедливости, и с этим вступать в жизнь".

Спектакль получил широкий отклик в республике, он обсуждался в студенческих аудиториях и педагогических коллективах - все единодушно отмечали, что театр правильно и своевременно выступил против проявлений протекционизма, против философии мещан, прикрывающихся рассуждениями о национальных традициях, чести, взаимопомощи при обделывании своих неблаговидных делишек.

Этот спектакль не случайное явление в духовной жизни Азербайджана. Мастера литературы и искусства принимают самое действенное участие в решительной и бескомпромиссной борьбе против нарушений социалистической законности и морали, которую ведет партийная организация республики.

Именно в эти годы появились такие социально значимые произведения, как повесть "Серебряный фургон" Эльчина и др. Именно в это время полную силу набрал талант Р. Ибрагимбекова, пьесы которого - "Дом на песке" и "Допрос, или Момент истины" - получили общесоюзное признание и идут на многих, в том числе столичных, сценах.

Неизменным успехом у зрителей пользуются комедии С. Михалкова, А. Макаенка, Г. Горина, фильмы Э. Рязанова и Г. Данелия, разоблачающие бюрократизм, взяточничество отдельных нечестных людей в различных сферах нашей жизни. Но говоря об этой стороне развития искусства, нужно всегда помнить, что в изображении недостатков нашего развития должно соблюдаться чувство меры и художественного вкуса.

Некоторые писатели, поставив задачу разоблачения отрицательных явлений в той или иной сфере жизни, делают это поверхностно, неубедительно, без серьезного художественного анализа причин и следствий этих явлений. Так, на наш взгляд, случилось с авторами романа "Универмаг" - И. Штемлером и повести "Змеелов" - Л. Карелиным.

В настоящее время, при громадных масштабах "производства" и распространения художественных ценностей, необыкновенно повышается роль искусства в идеологической борьбе и воспитании советских людей. В речи на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Ю. В. Андропов отметил, что "...партия не может быть безразличной к идейному содержанию искусства. Она всегда будет направлять развитие искусства так, чтобы оно служило интересам народа. Речь, конечно, идет не об администрировании. Главным методом влияния на художественное творчество должна быть марксистско- ленинская критика, активная, чуткая, внимательная и вместе с тем непримиримая к идейно чуждым и профессионально слабым произведениям".

Б. САПУНОВ, доктор философских наук

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно