Примерное время чтения: 9 минут
608

ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. Экономика СССР в 80-х

В редакцию "Аргументов и фактов" приходит немало писем с просьбой рассказать о положении дел в советской экономике и перспективах ее развития в текущем десятилетии. Предлагаем вниманию читателей беседу журналиста В. Гуревича с начальником ЦСУ СССР, профессором Л. М. ВОЛОДАРСКИМ.

- Советский Союз завершает третий год одиннадцатой пятилетки. Каковы в общих чертах итоги трех прошедших лет?

- Начало пятилетки не было для нас легким. Из-за неблагоприятных погодных условий два первых ее года оказались неурожайными. Засуха привела также к маловодью рек, и многие гидростанции не могли работать на полную мощность. Имелись проблемы и в организации хозяйствования, недостаточно быстро росла производительность труда, действовал ряд других факторов, включая и внешние.

Тем не менее лишь за первые два года промышленное производство выросло на 6,4 проц. Средняя зарплата рабочих и служащих - на 5, а оплата труда колхозников - на 8,8 процента. В эти же годы в капиталистических странах наблюдался экономический спад. Произведенный там национальный доход в 1981 - 1982 гг. увеличивался в среднем за год на 0,3 процента. В СССР его прирост составил 3,6 процента.

В 1983 г. наши темпы развития ускорились. Это относится не только к промышленному производству. Гораздо больше советские потребители получили мяса, молока, овощей. Лучше стал работать транспорт, более эффективно ведется капитальное строительство. Причем я специально называю сферы, где еще немало проблем.

- И все же темпы роста уступают тем, которые у нас были, например, в 60-е и 70-е годы.

- Все познается в сравнении - скажем, с теми же капиталистическими странами. В 1982 г. объем промышленного производства в США был на 8,2 проц. ниже, чем в 1981 г., и еще ниже, чем в 1979 году. То есть, теперь им приходится лишь подниматься до уровня четырехлетней давности, а каждый процент их роста "весит" даже меньше, чем прежде. В СССР же за всю его историю (за исключением периода Великой Отечественной войны) не наблюдалось ни застоя, ни тем более спада экономического развития. Оно все время идет по восходящей. Один процент прироста сейчас "весит" у нас в 1,8 раза больше, чем 10 лет назад.

- Но ведь существуют и моменты, сдерживающие экономическое развитие страны.

- Конечно. Например, неурожаи не могли не отразиться на темпах хозяйственного развития в целом - ведь то, что производится агропромышленным комплексом, составляет свыше 30% нашего валового общественного продукта. Учитывать надо также, что большую часть товарного зерна мы вынуждены получать в зоне недостаточного увлажнения, а биологическая продуктивность земель у нас в 1,5 - 2 раза ниже, чем в США, Франции, Италии. Во столько же раз больше требуется затрат труда на единицу аграрной продукции.

Тем не менее эффективность этого сектора экономики повысилась: в 1961 - 1965 гг. каждый занятый в сельском хозяйстве "кормил" семерых человек, а в 1976 - 1980 гг. - уже десятерых, среднегодовой объем валовой сельскохозяйственной продукции на душу населения вырос в 1,3 раза. Но, чтобы повысить стабильность урожаев и решить другие проблемы в сфере АПК, предстоит еще очень много сделать.

- Вероятно, следует учитывать и наши собственные недоработки и факторы, которые от нас не зависят, но с которыми приходится считаться.

- Было бы, конечно, неправильно связывать все трудности с действием лишь объективных факторов. Однако их влияние на нашу экономику в последние годы становится все заметнее. Возьмем демографическую ситуацию. В 80-е гг. произойдет значительное сокращение притока трудовых ресурсов. В условиях практически полной занятости это создает немало проблем.

Гораздо сложнее стало обеспечивать нужды и в минеральном сырье. Хотя его запасы огромны и проблемы сырьевого "голода" у нас нет, самые близкие, самые удобные источники заметно истощились. В результате, вкладывая гораздо больше средств, чем раньше, мы получаем меньший прирост в добыче.

Лишь на строительство в одиннадцатой пятилетке шести газопроводов из Западной Сибири в европейскую часть нашей страны нужно затратить 25 млрд. рублей. В целом же топливно-энергетический комплекс поглощает теперь до 40 проц. инвестиций в промышленность. И это, понятно, ложится серьезной нагрузкой на все хозяйство.

- Оправдывают ли себя сложные и дорогостоящие программы освоения новых районов?

- Сейчас осуществляется целый ряд проектов, основной эффект которых скажется за пределами 80-х годов. Но мы идем на это. Так же, как в свое время пошли на освоение нефтегазовых месторождений Сибири в середине 60-х, когда нефть во всем мире была в изобилии, а цены - очень низкими. Ни одна, даже могущественная компания в странах рыночной экономики не пустилась бы в таких условиях в столь "невыгодное" предприятие. Однако мы учитывали долгосрочные потребности и опирались на преимущества планового хозяйства. Ныне Западная Сибирь - это 1/8 мирового производства нефти и газа, крупнейшие нефтехимические предприятия. В результате мы не сталкивались с энергетическим кризисом и даже стали важным поставщиком топлива и химического сырья на международный рынок.

- И все же, как Вы сказали, условия усложнились. Следовательно, нужно изыскивать пути для преодоления трудностей.

- Этот путь, если его определять в самых общих словах, - повышение эффективности экономики, лучшее использование того огромного потенциала, который уже создан. Нужно поднять на новый уровень и сами методы хозяйствования, планирования, управления.

- Можно ли сказать, что количественный рост теперь должен уступить место качественному?

- Удовлетворять растущие потребности, причем делать это лучше, чем раньше, в современных условиях, тем более в перспективе, трудно лишь привлекая все новые ресурсы - материальные, людские, финансовые. Хотя, конечно, этот путь не исключен: достаточно сказать, что за первые два года пятилетки в СССР вошло встрой около 400 новых промышленных предприятий. И все же главное теперь - перевод народного хозяйства на рельсы преимущественно интенсивного развития. Причем в основном мы должны осуществить его в 80-е годы. Это позволит эффективно решить встающие проблемы и создаст основу для дальнейшего, более динамичного экономического роста.

- Что же сдерживает переход на интенсивный путь развития?

- Причин немало, включая и инерцию. Прежний, экстенсивный путь привычнее и в каком- то смысле проще. Новый же требует серьезной перестройки, в том числе психологической. Нельзя не учитывать и огромных масштабов нашей страны. Тут каждое решение должно быть продуманным. Это сложный процесс, но он уже происходит.

Важную роль призваны сыграть принятые в последнее время постановления. Речь идет о стимулировании научно-технического прогресса, модернизации промышленности, отлаживании взаимоотношений между отраслями. С 1 января 1984 г. на предприятиях ряда отраслей начинается экономический эксперимент, в ходе которого будут отрабатываться новые меры по интенсификации работы предприятий. В начале 1985 г. его результаты обобщат с тем, чтобы проект плана на двенадцатую пятилетку готовился с учетом полученного опыта.

- Известно, что повышение производительности труда - ключевая задача интенсификации. Как обстоит здесь дело?

- В 1971 - 1982 гг. производительность труда промышленного рабочего в СССР увеличилась на 64 процента (в США - на 23 проц.). Но в последнее время этот рост был не столь быстрым, как хотелось бы. Важно его ускорить. За счет этого фактора уже в текущем пятилетии планируется получить около 90 проц. прироста национального дохода. Причем сам национальный доход должен увеличиваться быстрыми темпами: минимум в 1,4 раза за 80-е годы.

- С динамикой экономического развития тесно связаны социальные процессы. Но их трудно выразить с помощью цифр...

- Я постараюсь все же это сделать. Оценивая пройденную часть пятилетки и результаты 70-х годов, не закрывая глаза на трудности, мы можем с полным правом утверждать: социальные задачи решаются успешно. Значительно вырос уровень жизни. Реальные доходы за 1971 - 1982 гг. увеличились на 51 процент. Гораздо выше стала покупательная способность советских людей.

Рост благосостояния у нас, как известно, зависит не только от роста зарплаты, важна и роль общественных фондов потребления. За пятилетку размеры этих фондов увеличатся на 23 процента. В результате семья из четырех человек будет ежегодно получать из них выплат и льгот на сумму, почти равную среднему ежегодному заработку рабочего или служащего.

- Реальные доходы людей в большой степени зависят от динамики потребительских цен. Как можно охарактеризовать государственную политику в этом вопросе?

- Благодаря государственному контролю и регулированию динамика розничных цен у нас не носит стихийного, инфляционного характера, а подчинена проводимой социально экономической политике. За 1971 - 1982 гг. индекс государственных розничных цен на продовольственные товары увеличился лишь на 9 проц., а на непродовольственные - на 7 процентов. Конечно, на некоторые товары и услуги цены растут быстрее, однако это не относится к предметам первой необходимости.

Другое дело, надо повышать эффективность и снижать себестоимость производства многих товаров, в частности продовольственных. Государству приходится выделять десятки миллиардов рублей в год, чтобы покрывать разницу между розничными ценами и высокой себестоимостью таких товаров.

- Какие социальные мероприятия находятся в центре внимания в этом и следующем пятилетии?

- Можно назвать целый ряд таких мероприятий, затрагивающих интересы всего общества или очень большой части людей - совершенствование социального обеспечения, повышение минимальных размеров пенсий, расширение льгот и пособий для семей с детьми и работающих женщин. Предусмотрена разработка специальной программы по развитию производства товаров широкого потребления и системы услуг: пока еще многие товары и услуги не полностью отвечают растущим запросам, особенно по своему качеству.

Продолжает развиваться сфера образования и здравоохранения. За один только 1982 г. были открыты новые школы почти на миллион мест, детские сады и ясли более чем на полмиллиона, больницы на 64 тыс. коек. Причем значительная доля таких объектов открывается в сельской местности, это часть очень крупной программы по социальному переустройству села, на которую в этом десятилетии ассигнуется примерно 160 млрд. рублей.

- Если суммировать все сказанное, то как можно оценить перспективы социально экономического развития СССР?

- На 1984 г. поставлена задача закрепить достигнутые в 1983 г. положительные результаты и создать благоприятные предпосылки для успешного выполнения пятилетнего плана в целом. У нас есть возможности и для наращивания темпов и для повышения эффективности всего народного хозяйства.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно