Примерное время чтения: 7 минут
174

КУЛЬТУРА. Театр для детей

Сказочный замок, выросший на проспекте Вернадского в Москве в 1979 г., - подарок советской детворе - удивителен не только своей архитектурой. Этот замечательный дворец звучит. Музыка наполняет его до краев и безраздельно царствует в нем. Здесь обосновался первый в мире Детский музыкальный театр, в репертуаре которого около 36 опер, балетов, циклы симфонических концертов. Каждый день гостеприимно распахнуты его двери, каждый день огнем восхищения от приобщения к искусству загораются глаза сотен юных зрителей (в большом зале 1250 мест, есть еще концертный зал и зал для бесед о музыке, расписанный мастерами Палеха). И зажигают этот огонь работающие здесь энтузиасты, посвятившие свою жизнь художественному воспитанию детей.

Наш корреспондент Г. Галь встретился с художественным руководителем театра, народной артисткой СССР, Героем Социалистического Труда Н. И. САЦ в дни, когда в Москве проходила VIII Генеральная ассамблея АССИТЕЖ - Международной ассоциации театров для детей и юношества.

КОРР. Наталья Ильинична, первый вопрос к вам как президенту Советского центра и члену Исполкома АССИТЕЖ: каковы цели и задачи, стоящие перед этой организацией?

САЦ. В 1985 г. исполняется 20 лет нашей Ассоциации. Прогрессивных деятелей культуры - инициаторов ее создания объединила вера в силу искусства как огромного фактора а деле воспитания лучших качеств.

КОРР. Можно ли сказать, что тот факт, что VIII Генеральная ассамблея АССИТЕЖ собралась в Москве, отражает авторитет, которым пользуется советский детский театр в мире?

САЦ. Разумеется. Я процитирую слова, сказанные президентом АССИТЕЖ Ильзе Розенберг, "Мы, - сказала она в своем выступлении, - находимся в городе, где зародилась наша Ассоциация. Советский Союз - колыбель нашего профессионального театра для детей. Вскоре после Октябрьской революции именно это государство позаботилось о создании такого театра".

КОРР. А каков вклад Советского центра АССИТЕЖ?

САЦ. Советский центр, объединяющий 60 театров юного зрителя, участвовал во всех без исключения заседаниях Исполкома, фестивалях детских театров. Помимо делегатов, не менее 600 человек в составе туристических групп побывали на этих фестивалях, что крепило международную дружбу и обмен опытом. Советский центр АССИТЕЖ активно содействовал становлению новых театров для детей. Таких, например, как детский театр г. Олбани (США) во главе с Патрицией Снайдер. Большую помощь по репертуару и воспитанию молодых кадров получили от нас театры Вьетнама, Финляндии, Кубы и ряда других стран.

Советский центр активно содействовал выступлениям советских театров для детей на фестивалях в Шибенике, Лионе, Вене, Гамбурге, Будапеште, Софии, Копенгагене, гастролям в ГДР, Болгарии, Канаде, Индии, Англии, США.

В различных городах Советского Союза по инициативе Советского центра АССИТЕЖ были показаны художественно и воспитательно ценные спектакли детских театров из Болгарии, Словакии, Югославии, Франции, Италии, Канады. Кроме того, проводились конференции в Москве, Ленинграде, Тбилиси на темы о музыке в театре для детей, о становлении молодых актеров театра юного зрителя и на другие темы, важные для дальнейшего художественно-воспитательного роста театров.

При Советском центре АССИТЕЖ создается Музей театров для детей, при котором проектируется и хранилище наиболее интересных пьес и сценариев.

КОРР. 67 лет тому назад, т. е. до Великого Октября, профессиональный театр для детей был только мечтой таких неутомимых энтузиастов, как вы, Наталья Ильинична. А сейчас в Москву съехались деятели детских театров со всего мира...

САЦ. Я воспринимаю это как свершившееся чудо, мечта сбывается.

Мысли о необходимости создания театра для детей издавна возникали и в России, и далеко за ее пределами у передовых деятелей искусства. Вспомним знаменитого артиста и режиссера Александра Ленского (Россия), Марка Твена (США), Бронислава Нушича (Югославия), Хасинто Бенавенте (Испания) - все они мечтали о приближении искусства театра к детям. Константин Станиславский, вдохновленный театральной сказкой бельгийского драматурга Мориса Метерлинка, в 1908 г. поставил спектакль "Синяя птица".

Но подлинной матерью театров большого профессионального искусства, целиком обращенного к детям и юношеству, явилась Октябрьская революция. "Искусство должно принадлежать народу". Этот призыв Ленина был услышан всеми честными художниками и дополнен словами: "Искусство - детям".

В первый год после Октябрьской революции в ряде городов России появляются первые стационарные театры для детей. Их рождение в труднейшие годы становления молодой Советской Республики - проявление величайшего гуманизма, который неустанно растет вместе с новым государством рабочих и крестьян. Сам министр просвещения А. В. Луначарский стал председателем директории театра для детей в Москве, который был объявлен государственным. Вслед за этим открывается Ленинградский театр юных зрителей, руководимый А. А. Брянцевым. Появляются театры для детей и во вновь образованных союзных республиках. Хочется напомнить и решение Советского правительства о создании Центрального детского театра и о предоставлении ему одного из лучших театральных зданий столицы.

Повседневная горячая забота о детях, о большом воспитательном значении искусства, к ним обращенного, не угасала и в самые тяжелые годы. Несмотря на опустошения, произведенные навязанной нам гитлеровским фашизмом войной, в столице Казахстана - городе Алма-Ате в сороковые годы было построено замечательное здание Театра для детей и юношества. Сколько сил, выдумки, средств было вложено в постройку этого дворца!

Сейчас в Советском Союзе 60 детских театров, имеющих свои здания, талантливых артистов, музыкантов, педагогов, технический персонал - словом, все творческие возможности для дальнейшего роста.

Спектакли в детских театрах идут ежедневно, а иногда и два раза в день. Ежегодно эти спектакли посещают более 30 млн. юных зрителей нашей страны.

КОРР. Человечество переживает сейчас тревожное время - современная международная ситуация отличается чрезвычайной напряженностью. Очевидно, это не может не находить резонанс в детском театре...

САЦ. Конечно. Я считаю, что надо дать почувствовать юным, не знавшим в своей жизни войн, страшную, черную силу этого всенародного бедствия. Почувствовать не для того, чтобы дать себе право на разлагающий пессимизм, а для того, чтобы укрепить волю к борьбе за мир на Земле. Это одна из важнейших задач советских театров для детей и юношества.

...В прошлом году в одну из окраинных школ Лондона (Англия) мы прибыли на спектакль новорожденного театра для детей. В коллективе объединены белолицые и чернокожие артисты. Играли они пьесу "1983 год" Дэвида Холмана. Играли так, что все почувствовали себя ее соавторами. Зрители сидели на полу в большой комнате школы, сидели кружком, внутри которого происходило сценическое действие. Сюжет пьесы вкратце таков: молодая англичанка полюбила американца и выходит за него замуж. Но выясняется, что ее муж занимается перевозкой из США ядерного оружия. Значит, он - один из тех, кто участвует в будущем опустошении планеты? А у женщины скоро должен родиться ребенок. Ребенок, которому, может быть, никогда не доведется ступать по земле. Она решает уйти от мужа.

Надо было видеть озабоченные лица, расширившиеся зрачки английских школьников! Мне показалось, что за полтора часа, пока шел этот спектакль (он сопровождается кинокадрами атомных взрывов), они словно стали на 4 - 5 лет старше.

Люди театра - романтики и поэты жизни. Мы, поэты детской радости, радости, воспитывающей в детях лучшие качества, верим: мир будет таким, какими мы вырастим своих детей. Верим, что в мире будет мир, что благородство человечности восторжествует.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно