Примерное время чтения: 9 минут
123

Армянский криминал делает реверансы Азербайджану

"В Армении закладывается фундамент нового общественно-политического союза, который претендует на консолидирующую роль большинства здоровых сил общества."Смбат Караханян- Председатель Армянского Клуба "МИАБАНУТЮН" г. Москвы.

Александр Арзуманян, министр иностранных дел Армении (1996-1998гг.), постоянный представитель Армении при ООН (1992-1996гг.)

Господин Арзуманян, визит президента Франции Жака Ширака в Армению вызвал большой интерес армянской общественности. Действительно ли, на Ваш взгляд, этот визит имеет важное политическое значение?

-- В Армении действительно прошли красочные мероприятия. Однако судья по действиям и словам Жака Ширака можно сказать, что его мысли были больше в соседней Турции, нежели в Армении. И это понятно, поскольку сейчас между объединенной Европой и Турцией возникли крайне серьезные проблемы, а Франция, как известно, играет важную роль в этих отношениях.

А не было ли в визите Жака Ширака намерений поддержать президента Армении Роберта Кочаряна. Имеется ввиду поддержка внутриполитических позиций Кочаряна на фоне предстоящих в Армении парламентских и президентских выборов.

-- В Армении, нынешние власти не только события такого масштаба, но и менее значительные, превращаются в демонстрацию своего "могущества и легитимности". Думаю, президенту Франции на самом деле должны были быть безразличны эти местечковые усилия и интересы наших девальвированных деятелей. На фоне мировых и региональных проблем, жажда высокопоставленных фигур Армении повырисовываться перед публикой у серьезных политиков вызвают только сожаление. Сегодня уже всем известно, что когда властям нечего сказать собственному народу, то им остается лишь кичиться своими связями с "большими людьми" и сопричастностью к "большим делам". Этим они пытаются создать впечатление о своей сопричастности к делам собственного государства.

Вы считаете, что армянским властям нечего сказать народу? А как тогда оценивать непрекращающиеся эмоциональные речи министра иностранных дел Вардана Осканяна, или же, словоохотливость министра обороны Сержа Саркисяна: Вы считаете, что они ничего не говорят народу? И, коли Вы затронули эту тему, как, вообще, вы оцениваете состояние властей Армении?

-- Как плачевное. С точки зрения проблем народа, простых людей, об эффективно действующей политической команде в Армении давно уже нет смысла говорить. Предстоящие общегосударственные выборы окончательно разложили властный лагерь. Власти давно не только не исполняют свои функции, но и подменили государственные задачи задачей собственного спасения. При этом, каждый влиятельный чиновник по-своему пытается решить проблему своего будущего. Сохранение должности стало равносильным уходу от неминуемого правосудия. В этих условиях, любые разглагольствования властей являются лишь циничной демагогией.

А что, существует какая-то угроза будущему нынешних властей? Годами говорится, что вот-вот этим властям придет конец, а на деле, и сегодня вынашиваются масштабные планы по воспроизводству власти и еще большему укреплению ее позиций.

-- Планы могут быть сколь угодно грандиозными. Но времена изменились. На одних лишь желаниях невозможно повернуть колесо объективных процессов вспять. А дело в том, что впервые в Армении противниками захвативших власть политиканствующих дельцов стали они сами. Кроме того, изменились и представления общества о положении в стране. Люди начали лучше понимать, как надо избавиться от засевшего в государственной системе организованного криминала.

Готовящийся оставить пост президента Кочарян стал ненадежным партнером для всех тех, кто не имеет намерения уйти из власти вместе с ним. Заметно, что весь чиновничье-олигархический корпус, во главе с Сержем Саркисяном, пытается еще до выборов 2006 года взять в свои руки контроль в стране и ликвидировать влияние Кочаряна на политические процессы. Намерения этих дельцов вполне прозрачны: главным образом, они желают перехватить контроль над избирательными комиссиями, поскольку знают хорошо, что только в этом случае у них есть шанс сорвать свободные выборы.

Очевидно, что до последнего времени, группа Сержа Саркисяна была слишком самонадеянной, т.к. не совсем адекватно оценивала интересы Кочаряна. Сейчас же все несколько занервничали, посколько поняли, что Кочарян не из тех, кто готов жертвовать гарантиями своего будущего во имя кого бы то ни было. Поняли и то, что операция по захвату Республиканской партии и все надежды, увязываемые с этой операцией, были бессмысленной тратой энергии. Стереотипы 1998 года привели РПА и Сержа Саркисяна к ошибке. Ставка на "победный марш" по образцу 1998 года привела союз Саркисян-Маркарян к грани банкротства.

Сейчас уже все видят, как Серж Саркисян пытается переиграть ситуацию, протянув руку генеральному прокурору Агвану Овсепяну. Заметно также, что во имя такого союза он готов пожертвовать своими республиканскими "друзьями". Саркисян понял, что без правоохранительных органов его хваленное "против меня нет приема" приобретает смешной вид. С имиждем лидера криминальной группировки, и имея перед собой нарастающее антикриминальное движение, ему надо думать уже не о президентсве, а больше о том, как бы не предстать перед правосудием. Вот он серьезно призадумался, заодно решив выйти сухим из воды за счет своих союзников.

А что предпринимает Кочарян? Игнорирует все это

-- Кочаряну показалось, что он самый хитрый. Раздует вот на щедрые деньги Гагика Царукяна свой пузырь под названием "Процветающая Армения", оседлает правоохранительные органы и избирательные комиссии, и в одиночку будет витать над всеми, выискивая свое светлое будущее. Заодно, решил проигнорировать нарастающие требования армянской общественности о пресечении деструктивных планов Сержа Саркисяна. Решил плюнуть на общественное мнение: в ответ на многочисленные требования о смещении Сержа Саркисяна с поста министра обороны, показательно награждает его орденом. Забавно, что вместе с тем он еще и дал зеленый свет всем чиновникам, желающим стать следующим президентом. Скорее всего, ему кажется, что тем самым отмывает руки. А на самом деле, совершается еще одно государственное преступление - накануне выборов разлагается и так парализованная и оторванная от народа власть.

И что это все означает? Имеет ли армянская оппозиция свои представления и планы?

Означает то, что никто во власти не знает, что делать. Кочарян совершает случайные движения в зависимости от того, что его в конкретный момент пугает. То он противника усматривает в среде своих чиновников, то братается с ними, когда противник мерещится в оппозиции. Проследите за армянскими СМИ. Везде только и возгласы: докажите, что мы преступники. Власти ведут себя по принципу: "не пойман - не вор". А пока эта послушная пресса успокаивает своих патронов, сами патроны по всему миру ищут себе покровителей. Ищут, правда, тщетно, потому и задергались.

Что касается оппозиции, то здесь заметны консолидационные тенденции. Именно это обстоятельство внесло панику во властный лагерь. Власти уже знают, что выковать единство в своей среде не могут. Так вот и решили заняться любимым делом - раскалывать оппозицию. К сожалению, несмотря на проявляющиеся свежие оценки, в среде оппозиционных партий незаметно стремление к радикальному пересмотру тактики борьбы. Оппозиции мешает отсутствие способностей отказаться от неэффективных методов борьбы, которые уже проявили свою беспомощность в прошлые годы. Здесь нужны новые организационные методы и новые дееспособные лидеры. Однако, уже то, что происходит, имеет значительное воздействие на внутриполитическое развитие в стране. Власти бессильны даже перед этим. Считаю, что свежие консолидирующие общества силы смогут окончательно развеять все мифы властей.

Так возможно ли появление качественно новых подходов на данном этапе политической борьбы, или мы снова дожлны стать свидетелями путых разговоров и знакомых результатов?

Уверен, что время пустых разговоров исчерпано. Все настроены на серьезный разговор. Конечно, в этом смысле, со стороны властей ничего нового ожидать не приходится, они давно уже показали весь свой арсенал. Они снова вспомили тезис о внешней угрозе. Шантажируют страну тем, что нашей внутренней ситуацией может воспользоваться Азербайджан. То есть, искусственно муссируют идею об угрозе Нагорному Карабаху. Это явный признак указанного мной бессилия властей перед ситуацией. Порой не ясно, кого больше шантажируют - оппозицию, или своих же противников во власти. В любом случае, в ситуации появляются тревожные нотки. Власть в таком состоянии способна на все. Не надо забывать, что загнанная в угол власть, обладает механизмами манипулирования армией и силовыми структурами. Не случайно, что многие, понимающие это обстоятельство люди требуют выведения армии и спецслужб из под контроля активно политиканствующих дельцов.

Такое положение дел тревожит многих в Армении, и не только. И в Нагорном Карабахе сейчас многие встревожены не только положением в Армении, но и тем, что тамошняя власть идет на поводу здешних авантюристов. Пока незаметно, что президент Аркадий Гукасян проявляет достаточное понимание возникших перед страной проблем. Говорят даже о том, что пытается примирить многих с идеей о своем выдвижении на третий срок. Если это так, то надо признать правоту тех политиков, которые в последнее время начали высказываться в пользу досрочной отставки Аркадия Гукасяна. Ведь общеизвестно, что те, кто на государственных постах ощущают свою собственную загнанность, становятся опасными.

Все эти тенденции должны насторожить оппозиционные партии в Армении и всех граждан нашей страны. Мы не можем надеяться на конструктивные действия тех, для кого дело собственного спасения и поиска гарантии своего будущего, подменило проблему безопасности нашего народа. Оппозиция не должна попасться на крючок очередного запугивания войной и не должна позволить сделать из себя игрушку, или еще хуже, - "козла отпущения". Необходима консолидация дееспособных политиков, знающих, как преодолеть любые деструктивные действия "утопающей власти". Такие люди в Армении есть. Есть они и в Нагорном Карабахе.

Материал опубликован на коммерческих условиях

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно