Примерное время чтения: 9 минут
615

Спасите наши ноги!

МНОГИЕ из нас в молодом возрасте уверены, что здоровья у них хоть отбавляй и "море по колено". И вдруг, когда тебе тридцать, хирург ставит диагноз - "гангрена", и уже не то что в море, в лужу по колени не зайдешь, потому что их придется ампутировать. Почему без видимых причин молодые люди остаются без рук или ног? Да просто в суете рабочих будней мы перестали прислушиваться к своему организму. "Подумаешь, ноги мерзнут, - скажете вы, - надену носки". Но даже самые теплые носки уже не могут согреть. А через некоторое время при ходьбе ногу сводит судорога. При этом нога на ощупь холодная, влажная, мраморного цвета, волосы на ней начинают выпадать, ногти мутнеют, на стопе пропадает пульс. Человек в панике бежит к врачу и с ужасом выслушивает приговор хирурга - ампутация.

Это коварное заболевание - облитерирующий эндартериит поражает в основном молодых. К сожалению, в данном случае болезнь перешла во вторую стадию. Первую стадию, основной симптом которой зябкость ног, наш вымышленный пациент уже безвозвратно пропустил.

Если вас вдруг поразит страшный эндартериит

ОБ ОБЛИТЕРИРУЮЩЕМ эндартериите молодой рязанский хирург Алексей Епифанов впервые узнал из учебника. Это таинственное заболевание заинтересовало его всерьез. Для того чтобы выяснить природу эндартериита, Епифанов потратил много лет кропотливого труда. Раньше основной причиной эндартериита считали нарушение кровообращения, и поэтому все методы лечения были направлены на восстановление магистрального, коллатерального и затем капиллярного кровотоков, не обращая внимания на тот факт, что поражение конечности идет не сверху, а снизу, со стопы, постепенно захватывая голень и бедро. Для выявления эндартериита симптом зябкости оказался основным, тогда как хирургов в основном интересовал болевой синдром при ходьбе в икроножных мышцах. В мире существуют тысячи методов лечения эндартериита, и самый "щадящий", который могла предложить современная медицина, - удаление симпатических узлов вдоль позвоночника, которые отвечают за тонус сосудов. Вследствие этого происходит длительное расширение сосудов. Но, несмотря на все попытки, лечение заканчивалось неизбежной ампутацией.

Однако в конце 70-х годов некоторые ученые обратили внимание на то, что ампутированная при эндартериите конечность была пронизана мелкими сосудами. Это доказывало, что кровообращение было в норме. Нога постепенно умирала из-за нарушений тканевого дыхания. То есть кислорода, поступающего в ткани, было также достаточно, только он плохо усваивался. Проанализировав эти исследования, Епифанов предположил, что при эндартериите в клетках организма человека нарушаются энергетические процессы, связанные с распадом белков, жиров и углеводов. Ведь для создания и расщепления воды нужны не только кислород и водород, но и энергетический заряд. А у больного мощности для такого заряда уже не хватает. Вот и возникла в голове Епифанова идея создать такой аппарат, который сможет поддерживать тканевое дыхание, которое в клетке нарушено. Тысячелетиями магнитное поле Земли накачивало человека необходимой энергией. Но вредные привычки, стрессы, плохая экология, мутации генов создают препятствия для воздействия магнитных полей. Епифанов решил экспериментально создать лечебное магнитное поле. Так в 1978 году в СССР появилась первая "Звезда", или "Скафандр Епифанова".

"Деревянный костюм" меняем на скафандр

ПРОШЛО два года, и полимагнитная система "Звезда-3" получила золотую медаль ВДНХ СССР и премию Ленинского комсомола.

Его заметили, и приказом Минздрава назначили заведующим отделением на 20 коек на базе 11-й рязанской городской больницы, где для изучения действия "Звезды" была разработана специальная программа. Через некоторое время Алексей Герасимович становится кандидатом, а затем и доктором медицинских наук.

Скорость распространения волн магнитного поля вдоль рельефа скафандра меняется от 0,1 до 10 000 м в секунду. Но больные, принимая процедуру, почти ничего не чувствуют. Даже удивительно, как умело "Звезда" справляется с такими тяжелыми хроническими заболеваниями (теперь держитесь, список внушительный): окклюзивные поражения артерий и вен конечностей, таза, головы, шеи, сердца II - IV стадий - облитерирующий атеросклероз, эндартериит, болезнь Бюргера, Рейно, Такаясу, язвенные и некротические поражения тканей конечностей, отеки конечностей, в том числе с наличием трофических язв, периферические артериоспазмы конечностей, гипертоническая болезнь I - III стадий и различных клинических форм, поражения центральной нервной системы, остеохондроз позвоночника различных стадий, полиартриты конечностей, стеновегетативные синдромы на фоне нейрогуморальных нарушений, сахарный диабет, нейромиопатии. Показаний много, но есть и противопоказания - острые инфекционные заболевания, легочная, сердечная, печеночная недостаточность в стадии декомпенсации, коматозные состояния. Для каждого пациента составляется индивидуальная программа лечения, и каждый год больной должен проходить 20-30 сеансов для профилактики. Лечение в скафандре других заболеваний венозной недостаточности проходит еще эффективней, чем эндартериита. Больные практически выздоравливают. А если бы они решились лечь под нож хирурга? В таких случаях операция нарушает венозный кровоток, капилляры рвутся, а заболевание все равно прогрессирует. Ампутации в таких случаях делают редко, зато мучают трофические язвы, а от медикаментов эффект временный. Если эндартериит - в основном болезнь мужчин, то венозными патологиями страдают все. Причин много: наследственность, ожирение, у женщин - последствия нарушений в области малого таза - миомы, опухоли, аборты.

Просто поразительно, скольких людей спас Епифанов от ампутаций, брал пациентов с уже развивающейся гангреной, когда другие доктора от них отказались. Если бы не лечение в скафандре, многих не было бы в живых, а они не только ходят на своих двоих, их даже с инвалидности сняли, говорят, вполне здоровы и могут работать. По статистике, в контрольной группе из 80 человек, получавших все известные методы лечения, в том числе и оперативные, в течение 5 лет конечности потеряли 53 (66,25%), в течение 10 лет конечности потеряли 68 (85%), а отдаленные результаты лечения, изученные у 150 больных, ежегодно проходивших курс лечения в скафандре в течение 5 лет, нижние конечности сохранили 144 (96%), в течение 10 лет - 137 (91,3%). С некоторыми из этих счастливцев мне удалось пообщаться в Рязанской городской больнице N 10, где сейчас находится отделение магнитотерапии Епифанова.

Без "Звезды" и ни туды, и ни сюды

САМЫЙ первый пациент, опробовавший все скафандры, Михаил Борисович начал лечение у Епифанова в 1979 году. Диагноз - "облитерирующий атеросклероз нижних конечностей". Сейчас ему 83, и он продолжает работать. А двадцать лет назад не мог и 50 шагов пройти. Предлагали заменить сосуды, так называемую операцию "штаны". Но он поверил в Епифанова и до сих пор на ноги не жалуется.

Другому пациенту, Владимиру, 53. Диагноз тот же - "облитерирующий атеросклероз". От калечащей операции он отказался и с 1994 года лечится в скафандре. Он начальник заводского цеха, все время на ногах. Если бы не "Звезда", давно бы стал инвалидом.

А вот с Николаем ситуация сложнее. При травме позвоночника был поврежден центральный нерв, и левая нога стала полностью ледяная. Врачи предложили ампутацию левой ноги. Но при чем тут нога, когда все дело в позвоночнике? От операции он благоразумно отказался и совершенно случайно узнал про Епифанова. Благодаря "Звезде" онемение стало проходить. Сейчас Николай может ходить и надеется, что его скоро снимут с инвалидности. Ведь ему всего 42 года.

Из поля магнитного в поле правовое

ТАКУЮ на первый взгляд безоблачность омрачают недруги Епифанова. В научном мире от них никуда не денешься. Но зеленеть от зависти - это одно, а совершать преступления против науки - совсем другое. Несколько лет назад главный врач 11-й рязанской больницы г-н Барсук, где по приказу Минздрава находилось отделение и лаборатория по изучению скафандра, возглавляемое Епифановым, по собственной инициативе решил его реорганизовать и объединить с обыкновенной хирургией. Епифанов вступил в борьбу за свое открытие, которая закончилась не в его пользу. Споры научные перешли в споры кулачные - Епифанова жестоко избили, скафандры, а главное - архив, плод многолетнего научного труда, были варварски уничтожены, а главное - архив создавался на народные деньги и не является собственностью ни Барсука, ни 11-й больницы, ни даже самого Епифанова. В этот же день Епифанов и его больные-инвалиды были выставлены на улицу. И началась борьба за выживание. Если бы не начальник управления здравоохранения г. Рязани Иван Чернов, который своим приказом восстановил отделение, и главный врач 10-й рязанской больницы, который помог Епифанову смонтировать скафандры заново, это уникальное изобретение мы бы вряд ли увидели.

Другая "могучая кучка" - три профессора: Беркутов, Прошин и Кириллов "перехватили" деньги, выделенные для создания серийного образца "Звезды" и сделали, как им казалось, ее аналог с громким названием "Аврора". Состояние многих пациентов после лечения ухудшалось, некоторые получили такие ожоги, что волосы на ногах теперь не растут.

Епифанов и в суд подавал, и в Минздрав писал, даже до вице-премьера добрался. Никакой реакции, как будто в нашей стране нет ни одного инвалида. А ведь в России ежегодно выполняются десятки тысяч ампутаций, в том числе 70% по причине сосудистых заболеваний. А если наладить производство скафандров Епифанова и оснастить ими хотя бы все крупные города России, государству не пришлось бы тратить бюджетные деньги на огромную армию сосудистых хирургов, медикаменты, перевязки, а затем пожизненное содержание инвалидов, которые могли бы избежать калечащих операций, работать и приносить пользу и деньги своей родине. Содержание одного такого койко-места обходится стране в 100 тысяч рублей, а Епифанов тратит 3 тысячи. Отсюда вопрос: зачем содержать столько хирургических отделений, если есть пример такого экономного расхода средств? Вот и хотят местные органы здравоохранения сорвать Епифанову аккредитацию, чтобы вообще лишить его государственного финансирования. Члены аккредитационной комиссии, не имеющие отношения к сосудистым заболеваниям: областной акушер-гинеколог, зубной врач, дерматолог и рентгенолог считают, что отделению Епифанова стационар не нужен и инвалидов, которые еле передвигаются, нужно лечить амбулаторно. Своими действиями они игнорируют решения Минздрава о внедрении метода Епифанова. Сколько еще Епифанову придется бороться? Наверное, некоторым медицинским чиновникам нравственней превращать людей в калек. Где ваша гуманность, господа профессора-руководители?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно