Примерное время чтения: 12 минут
471

Домашний учитель

Начался новый учебный год. Для родителей это время тревог, забот, проблем. Особенно трудно родителям, имеющим детей-первоклассников, поскольку процесс адаптации ребенка к школе зачастую сопровождается различными психоэмоциональными стрессами. Чтобы они не отразились на здоровье ребенка, каждый из родителей должен научиться сам и научить своего ребенка легко выходить из сложных ситуаций, то есть стать своего рода домашним учителем.

МНОГИЕ дети, приходя в школу, очень неуверенно и тревожно чувствуют себя в коллективе. Это связано с тем, что в отличие от предыдущих поколений, воспитанных на дворовых, коллективных играх типа казаков-разбойников, современные дети привыкли проводить свое свободное время один на один с телевизором или компьютером. Они не обладают элементарными навыками общения, не знают, как правильно вести себя в коллективе. На этой почве нередко возникают конфликты со сверстниками и с учителями, формирующие в сознании ребенка негативное отношение к школе вообще и к процессу обучения в частности. Поэтому важнейшая задача родителей - помочь ребенку адаптироваться к школе.

Адаптация - это приспособление, привыкание ребенка к новым условиям. Процесс адаптации зависит от особенностей нервной системы ребенка, его темперамента, характера, развития. Например, дети с сильной нервной системой характеризуются низким уровнем тревожности, самоуверенностью, повышенной самооценкой, быстрым привыканием к новой обстановке, хорошим настроением, стремлением к первенству.

У детей со слабой нервной системой все наоборот: высокий уровень тревожности, неуверенность, недовольство собой, медлительность, заниженная самооценка, робость, застенчивость. Замечено, что дети с сильной нервной системой быстрее и легче адаптируются к новым условиям, чем дети со слабой нервной системой. К тому же у детей со слабой нервной системой может возникнуть психологический стресс из-за чрезмерной нагрузки и напряжения.

Общественные нормы далеко не всегда воспринимаются детьми безоговорочно, без внутреннего сопротивления. Поэтому ребенку необходимо объяснить правила общения, научить вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, управлять своим поведением без проявления агрессивности, быстро осваиваться в новой обстановке.

Для того чтобы понять, в какой степени ребенок владеет этими знаниями и навыками, надо внимательно понаблюдать за его поведением во время любой игры по правилам с участием нескольких детей или взрослых (лото, развивающие игры и др.). Во время игры вы увидите, следует ли ваш ребенок правилам игры, как он устанавливает контакты, считается ли с другими как с партнерами (требует ли уступки от партнеров или бросает игру при первой неудаче). Основываясь на этих наблюдениях, родители должны помочь ребенку при необходимости скорректировать его поведение.

На адаптацию ребенка к школе очень сильно влияют внутрисемейные отношения. Ребенок должен чувствовать, что дома он окружен теплом, заботой и любовью. Непременным атрибутом диалога родителей с ребенком должна быть улыбка, которая всегда сокращает дистанцию между "отцами и детьми". При этом у ребенка развивается убеждение, что он умен, что он делает все правильно и хорошо, то есть формируется его адекватная самооценка.

Родителям необходимо знать реальные возможности своего ребенка и вселять в него веру, что он обязательно преуспеет в учебе. Есть такие мамы, которые очень близко к сердцу принимают неудачи детей и так проявляют свое волнение и расстройство, что оно передается детям. Это может привести к школьным неврозам, которые чаще всего возникают не столько в связи с неудачами, сколько по поводу отношения к этим неудачам. Поэтому необходимо хвалить ребенка, поощряя его к выполнению школьных заданий и решению дополнительных задач и тем самым пробуждая его любопытство, любознательность и воображение.

Постарайтесь превратить вашего ребенка из слушающего в задающего вопросы. Хвалите ребенка за то, что он задает вопросы, размышляет. Создавайте условия для возникновения у ребенка новых впечатлений, о которых можно было бы вместе поговорить. Для этого чаще ходите вместе с ним в кино, театр, зоопарк, парк развлечений, на выставки, в музеи, вместе читайте книги, вместе делайте домашние дела, старайтесь обсуждать все, чем занимались в течение дня.

Важным условием, способствующим комфортному состоянию и успешному обучению ребенка, является режим дня. Соблюдение режима укрепляет здоровье и волю, активизирует и бодрит, позволяет полноценно использовать время. Родители должны помочь ребенку правильно спланировать день, наилучшим образом чередуя труд и отдых, а также настроить ребенка на четкое соблюдение установленного режима дня, чтобы со временем он вошел в привычку.

Очень важны в режиме дня физические упражнения. Это могут быть утренняя зарядка, подвижные игры, катание на велосипеде, лыжах или коньках, плавание в бассейне, занятия в спортивных секциях. Детям необходимо двигаться, потому что они утомляются в школе не столько от умственной деятельности, сколько от длительного, неподвижного сидения за партой.

Большое значение для успешного обучения имеет и то, как родители встречают ребенка из школы, какие задают вопросы. Старайтесь избегать общих вопросов типа "Тебя сегодня спрашивали?" или "Тебе делали замечания?". Предпочтительнее задавать вопросы конкретные, не затрагивающие личность ребенка, типа "Что нового ты узнал?", "Чем занимались на уроке?", "С кем из ребят ты сегодня играл?".

Встречая ребенка из школы, родителям не следует:

  • прямо с порога спрашивать, какие оценки он получил;

  • проявлять негативное отношение к неудачам: упрекать ребенка по поводу плохих оценок или неправильного поведения, тяжело вздыхать, смотреть с укором;

  • расстраиваться по поводу школьных неудач; лучше спокойно обсудить эти неудачи, не затрагивая личность ребенка, проанализировать ситуацию и вместе с ребенком найти выход из нее;

  • предъявлять высокие требования, торопить: ребенку необходимо время, чтобы втянуться в учебу - только после этого он будет делать больше и лучше;

  • постоянно поправлять, заставлять переделывать работу: чем больше ребенок переделывает, тем хуже результат;

  • принуждать ребенка делать то, к чему он не готов: сначала нужно показать, научить, как делать, а потом можно и требовать;

  • сравнивать ребенка с другими детьми, говоря при этом, что он хуже других.

Родители должны постоянно оказывать ребенку психологическую поддержку. Это можно сделать с помощью:

  • поощрительных слов и высказываний ("молодец", "умница", "продолжай", "мне нравится, как ты делаешь", "у тебя хорошо получается");

  • прикосновений к плечу, руке (можно также слегка обнять, поцеловать);

  • совместных действий (иногда достаточно просто находиться рядом, слушать ребенка, отвечать ему);

  • выражения лица (улыбка, ободряющий взгляд, кивок).

Большое влияние на успешность обучения ребенка оказывает отношение родителей к выполнению домашних заданий. Начинающий школьник не владеет навыками самостоятельной учебной работы, поэтому ему нужен рядом учитель, помощник. В этой роли могут выступать родители, но они часто не владеют нужными педагогическими навыками, приносят, сами того не осознавая, больше вреда, чем пользы.

Примером может служить ситуация, когда мама чистосердечно хочет помочь ребенку в выполнении домашнего задания, а в результате развиваются конфликтные отношения. Конфликты могут возникать, например, тогда, когда познавательные стили матери и ребенка не совпадают.

У ребенка может быть аналитический склад ума, а у мамы - эмоциональный. Мама в силу своих познавательных особенностей старается объяснить материал, опираясь на конкретные примеры, а ребенок стремится усвоить материал от общего к частному. У мамы и у ребенка разное умение связывать вновь изучаемый материал с уже имеющимися у каждого из них знаниями.

У них разная эмоциональная насыщенность общения в процессе выполнения домашних заданий: мама по характеру быстрая и ждет быстрых реакций от ребенка, а он медлительный, и чем больше мама от него требует, тем хуже он соображает. Эти конфликты могут сформировать отрицательное отношение к выполнению домашних заданий.

Выполнение домашних заданий нужно сделать делом привлекательным. Обратите внимание на то, чтобы у ребенка были яркие красочные ручки, тетрадки. Прикрепите красивый флажок к столу, за которым ребенок занимается. Старайтесь, чтобы ребенку было понятно, что ему нужно сделать и как: чем понятнее задание, тем с большим желанием ребенок будет его выполнять.

Ребенок должен выполнять домашнюю работу самостоятельно. Помощь нужна только тогда, когда ребенку что-то непонятно или он делает ошибки. Если вы увидели, что ребенок сделал ошибку, постарайтесь, чтобы он сам ее нашел и исправил. В качестве подсказки можно обратить внимание ребенка на строчку, в которой допущена ошибка, или на слово, написанное с ошибкой. Такое поведение с вашей стороны будет развивать у ребенка способности к анализу выполненной работы и выявлению собственных ошибок.

Ребенок включается в работу только тогда, когда он понимает, зачем он это делает, когда у него есть определенная потребность в выполнении того или иного задания. Спрашивается, почему ребенок должен хотеть учиться, а не играть в какую-то игру? Для этого должна быть соответствующая потребность, мотив. Мотивами могут быть интересы, цели, установки, желание получить одобрение, избежать наказания, самоутвердиться.

Обычно в сознании ребенка одновременно присутствуют и борются различные мотивы. Результат учебы зависит от того, какой мотив станет решающим. Если главным станет желание учиться, то учебный процесс пойдет успешно. Непростая задача родителей заключается в том, чтобы вызвать и сохранить работающий на успех учения мотив. Именно на этом основано постоянное стимулирование желания учиться.

Для этого родителям необходимо знать, что на ребенка благоприятно действуют его успехи. Важно, оценивая результаты его деятельности, не переносить их на личность самого ребенка. Вместо "ты неаккуратный" лучше сказать "это выполнено неаккуратно", не "ты плохой", а "это сделано плохо".

При стимулировании учебной деятельности необходимо учитывать возрастные, половые, индивидуальные особенности ребенка. Необходимо иметь в виду, что младшие школьники очень любознательны. Они любят играть, мечтать, разгадывать загадки, интересуются нормами взаимоотношений между людьми. Причем чем больше нового и интересного узнает ребенок, тем больше ему хочется узнать.

На формирование у ребенка мотивации к успешному обучению огромное влияние оказывает поведение родителей. Очень тяжело детям в тех семьях, где родители:

  • сравнивают успехи своего ребенка с успехами других детей, тем самым закрепляя в нем позицию неудачника, а вместе с ней и комплекс неполноценности;

  • осуществляют жесткий контроль, когда помощь оказывается в виде приказа, навязывания ребенку своего мнения;

  • объясняют неудачи ребенка отсутствием способностей;

  • не связывают успехи ребенка с его способностями (если ребенок получил хорошую оценку, говорят: "Тебе повезло: наверняка достался легкий вопрос");

  • редко хвалят детей за их достижения;

  • реагируют на неудачи ребенка раздражением и упреками;

  • пытаются удовлетворить и реализовать свои амбиции и неосуществившиеся мечты за счет детей, "давят" на ребенка по полной программе: чтобы и книжки читал, и музыкой (танцами) занимался, и несколькими иностранными языками владел, и отличником был.

Огромную роль в адаптации ребенка к школе и успешности его обучения играет общение. Благодаря общению ребенка с родителями, взрослыми, сверстниками происходит его психическое развитие. Только через общение ребенок может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в жизни. В то же время с общением у ребенка могут быть связаны тяжелые переживания, особенно когда его не понимают или отвергают, когда он остается один на один со своими переживаниями.

В начале школьного обучения для ребенка очень важно получать радостные и светлые чувства, связанные с общением. Если ребенок испытывает трудности в налаживании отношений со сверстниками, не может найти друзей, то ему нужна помощь родителей. Чтобы помочь ребенку, родителям необходимо:

  • понаблюдать за ребенком во время его общения со сверстниками, подметить хорошие стороны его поведения и похвалить его за это;

  • организовать совместную деятельность ребенка с его сверстниками и постараться в это время объяснить ребенку, как правильно себя вести, общаясь с другими детьми;

  • обращать внимание ребенка на его проблемы в общении, постараться объяснить ребенку, как поступить в той или иной ситуации, так как ребенок должен знать о своих трудностях и способах справляться с ними;

  • стараться держать учителя в курсе проблем своего ребенка или затруднений, связанных как с учебным процессом, так и с общением в школьном коллективе;

  • научить ребенка устанавливать и поддерживать контакт с другими людьми в самых разнообразных ситуациях: при знакомстве, во время беседы, при совместных занятиях или в дружеских отношениях;

  • научить пониманию, с кем и как общаться;

  • научить выбирать те формы общения, которые подходят для данной ситуации.

В процессе общения ребенок познает интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую стороны общения. В процессе общения складывается мировоззрение ребенка, его отношение к жизни, стиль его поведения. Роль родителей в этом процессе незаменима.

Для того чтобы пробудить у ребенка интерес к процессу обучения в школе, родителям необходимо оказывать ребенку психологическую поддержку, развивать у него желание учиться, хвалить его за малейшие успехи, укреплять в нем веру в себя, в свои способности, настраивать его на успешные результаты.

На адаптацию ребенка к школе очень сильно влияют внутрисемейные отношения. Ребенок должен чувствовать, что дома он окружен теплом, заботой и любовью. Непременным атрибутом диалога родителей с ребенком должна быть улыбка, которая всегда сокращает дистанцию между "отцами и детьми".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно