Примерное время чтения: 4 минуты
110

Что есть совесть?

КАЖДОМУ поколению кажется, что оно живет в такое время, когда совести не осталось вовсе. Однако на вопрос: "А что же такое совесть?" - ни философия, ни религия, ни естествознание до сих пор не дали сколько-нибудь внятного ответа. Философия, частенько смахивающая на непреднамеренное логическое шулерство, и тут осталась верна себе, определяя одно непонятное через другое, т. е. не отвечая на вопрос, а лишь подменяя его иным.

Религия утверждает, что совесть есть Бог в душе каждого из нас, и остается лишь поверить в него. Жаль только, что боги у разных народов разные, а совесть одна...

Гитлер, мистик и атеист в одном лице, с ефрейторской прямотой (раз Бога нет, все можно) заявил: "Я освобождаю вас от химеры, называемой совестью"... Мы знаем, к чему это привело.

Естествоиспытатели делали вид, что их не интересуют такие пустяки, как совесть. На самом же деле им было просто нечего сказать о ней, и нравственность оставалась последним резервом религии и мистицизма, а для атеистов открывался головокружительный простор морального беспредела...

Мне же представляется, что, если определить совесть как инстинкт видосохранения, многое сразу встанет на свои места.

В самом деле, отдельный человек, особь недолговечны. Виды же существуют миллионы лет. Что может быть естественнее мысли, что, подобно инстинкту самосохранения, способствующему выживанию особи, существует и инстинкт сохранения вида, способствующий его чудовищному долголетию, вряд ли вообще возможному без такого инстинкта.

Совесть имеет все признаки не требующей обучения рефлекторной формы поведения (как определяют инстинкт). Так в опасной для жизни ситуации человек ощущает страх и автоматически предпринимает действия по устранению опасности. В ситуации, опасной для вида, или при совершении поступков, препятствующих его сохранению, человек испытывает своеобразное ощущение психического дискомфорта (чувство вины) и утрачивает душевный покой, без которого невозможно не только счастье, но и обычное благополучие. Эта психическая "царапина" может саднить годами, пока под влиянием раскаяния не совершатся искупительные деяния, возмещающие нанесенный виду ущерб и наконец облегчающие душу. Длительное ощущение вины при вредных для видосохранения мастурбации или инцесте, равно как и интенсивное неприятие здоровым человеком половых извращений (например, гомосексуализма), - подтверждение наличия инстинкта видосохранения.

В зависимости от его силы, угрызения совести могут достигать уровня таких душевных мук, которым иногда предпочитают смерть... "Нечистая совесть стоит палача", - гласит народная мудрость.

Кстати, хорошие люди - это обладатели высокоразвитого инстинкта видосохранения, который у великих гуманистов сильнее инстинкта самосохранения.

Иногда спрашивают: если совесть - инстинкт, то почему он так часто нарушается? Мозговое уродство - атрофия или ослабление инстинкта видосохранения в отличие от ослабления или отсутствия инстинкта самосохранения - не только не препятствует выживанию особи, но даже дает ей некоторые (криминальные) преимущества в жизненной конкуренции: каждому известны многочисленные случаи процветания морально неразборчивых личностей.

Складывается также впечатление, что инстинкт видосохранения появляется лишь на достаточно высокой стадии индивидуального развития головного мозга, при половом созревании. Отсюда - случаи детской жестокости и подростковых преступлений. Таким образом, "счастливая невозвратимая пора детства", видимо, обязана своей безоблачностью и отсутствию угрызений совести...

Известно великое множество примеров инстинктивных лояльных внутривидовых отношений у животных. "Ворон ворону глаз не выклюет", - обобщил их народ. Совесть и есть этот унаследованный нами от животных благородный инстинкт: не навреди себе подобным. Поскольку благополучие вида напрямую зависит от выполнения его требований, следует иметь мудрость, смирение и мужество признать приоритет этого древнейшего, надежного и выверенного приобретения эволюции перед относительно недавним - шатким в суждениях человеческим разумом. "Совесть не может ошибаться", - писал Альфред де Виньи. А кто посмеет сказать это о разуме?..

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно