Примерное время чтения: 5 минут
183

Уйти, чтобы вернуться (14.02.2007)

Если человек видит свет в конце тоннеля, выходит из собственного тела, разговаривает с ангелами, то он уже мертв или еще жив?

ВПРОЧЕМ, это только у писателей и фантазеров без видений-привидений и смерть - не настоящая кончина. А вот врачи, существа приземленные и прагматичные, научились диагностировать отсутствие признаков жизни (дыхание, сердцебиение, сознание) с помощью точнейших приборов, а в некоторых ситуациях и выводить людей из "промежуточного" состояния.

До чего дошел прогресс

РАНЬШЕ был известен только один способ "оживления" - это классические непрямой массаж сердца и искусственное дыхание рот в рот. Теперь сердце можно "запускать" пятью различными способами, дышать за больного - шестью. А если отказали почки - заменить их искусственной (гемодиализ). Причем работать за наши основные органы аппараты способны десятилетиями. Выходит, смерть обратима? Но... нет да и не может быть прибора, который работал бы за наш мозг. Поэтому, когда он погибает, пути обратно нет.

- Все зависит от того, кровоснабжается мозг или нет, - говорит заслуженный врач России, профессор кафедры неврологии МГМСУ, руководитель мобильной реанимационной нейродиагностикой бригады Игорь СТУЛИН. - Человеческий мозг ужасно "кровожаден". Хотя голова по отношению к корпусу - лишь ничтожная доля, мозг каждую секунду "съедает" до 30% (как минимум!) глюкозы и кислорода, то есть почти треть крови, циркулирующей в организме. Если мозг останется без "питания" всего на 5 минут (это значит, пострадавшему за это время восстановят дыхание и сердцебиение), он практически не пострадает и все будет хорошо. "Голодание" более 10-15 минут приводит к серьезным повреждениям и даже гибели коры головного мозга, самой удаленной от сердца части, где сосредоточены все личностные ценности психики. Тогда человек может измениться до неузнаваемости: потерять память, остаться на уровне детского мышления или (что самое страшное) перейти в вегетативный статус, то есть превратиться в растение.

Без права на ошибку

ПАЦИЕНТЫ, у которых мозг погибает раньше других органов, - идеальные доноры для пересадки. Неизбежно возникает вопрос: а возможна ли ошибка в диагностике смерти мозга? А вдруг живого человека сочтут погибшим и прекратят реанимацию? Ведь врач - не Господь Бог, он не может влезть в голову и посмотреть, что там творится. Как ни чудовищно это звучит, возможность ошибки заложена законодательно.

- К сожалению, в протокол установления смерти мозга, который существует как законодательный акт, в качестве обязательного метода авторы включили церебральную ангиографию, - объясняет профессор И. Стулин. - Больному в сосуды вводят контрастное вещество, чтобы с помощью рентгена посмотреть, проходит кровь в мозг или мощнейшее внутричерепное давление оттесняет ее обратно. Это исследование само по себе может ухудшить состояние больного, даже ускорить гибель. А если ориентироваться только на него, можно сделать колоссальную ошибку. Мы провели 13 ангиографий. У 4 пациентов с помощью ультразвука мы видели кровоток в мозге (то есть человек был жив!) после того, как ангиография показала, что кровь в мозг не поступает. Сейчас почти во всех странах отказались от этого кровавого и опасного метода. Иногда по всем признакам кажется, что человек мертв, а ультразвук показывает кровоток в мозге. Мы ни за что не отдадим такого пациента трансплантологам. Мы говорим: "Пытайтесь еще ему помочь, вводите более сильные средства". И у нас действительно были больные, которых удалось вывести из тяжелейшей комы.

"Возвращенцы"

Примерно 4-5% случаев клинической смерти (внезапная остановка сердца и дыхания, например, из-за острого инфаркта, инсульта, травмы, отравления, но кора головного мозга еще не погибла) заканчивается полным выздоровлением человека.

ТО ЕСТЬ доктора успевают восстановить дыхание и сердцебиение как раз за те резервные 5 минут. Но и четверо "воскресших" из ста умерших - это Божье дело. Именно эти люди, очнувшиеся после клинической смерти, рассказывают потом, что видели свет в конце тоннеля, выходили из собственного тела и парили над операционной, видели умерших родственников, картинки из прожитой жизни, слышали разговоры врачей. Философ и психолог Раймонд Моуди в своей книге "Жизнь после смерти" собрал более полутора сотен воспоминаний "вернувшихся с того света".

- Такие переживания, наверное, бывают, - считает Игорь Стулин. - Может быть, это связано с тем, что в некоторых отделах мозга, связанных со зрением и ощущениями, кровоснабжение сохраняется дольше, чем в остальных участках коры. Поэтому возникают знаменитые тоннели, ангелы, ощущение отлета и т. д. Есть гипотеза, что в мозге, в так называемых центрах памяти, информация сосредоточена, как в архиве, - сначала более ранний опыт, потом поздний. Когда к человеку начинает возвращаться сознание, то сначала "включаются" более молодые структуры мозга, потом более старые, поэтому жизнь как бы ретроспективно проносится перед глазами. А если больной что-то слышит, то он точно в сознании. Дело в том, что участки головного мозга, отвечающие за слух, выключаются последними, а "приходят в себя" первыми. Известный факт: пациент никак не реагирует на окружающих, но слышит их. Но я думаю, что чаще всего подобные видения - это плод больной фантазии. Либо эти люди прочли книгу Моуди. Уж слишком похожи друг на друга все эти рассказы.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно