Примерное время чтения: 8 минут
265

Что есть для России Православная вера. Азбука Православия

Печатается с благословения Высокопреосвященнейшего ГЕРМАНА, Митрополита Волгоградского и Камышинского

ДЕВЯТЬ веков Православная Церковь была основной созидающей, защищающей непобедимой духовной силой благодаря воспитанию в народе высокой нравственности и любви к Отечеству.

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль что еще страшней - жестока.

И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!

Православная вера каждому, кто ее обретал, давала осознание высшего смысла жизни, помогала возрастанию лучших качеств - доброте и красоте души, творческим и созидательным способностям, стойкости и героизму. Эта сила с Божией помощью собрала и объединила разрозненные народы в Единую русскую нацию, создала Великую русскую культуру; в основном мирным путем овладела громадной территорией (одной шестой частью земли на планете) и успешно защищала ее от захвата другими народами.

Для иностранцев во все века сила православия была нераскрытой тайной. Они пытались понять ее логическим умом, дать материалистическое объяснение. Все эти неудачные попытки объяснил русский мыслитель, поэт и дипломат Федор Иванович Тютчев:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

Действительно, феномен нашей силы можно почувствовать только сердцем изнутри, живя в нашей стране, через постижение многосторонней духовной мощи России. Эта мощь создается благодаря:

- церковным Таинствам Крещения, Покаяния, Причащения, Венчания;

- покровительству Христа, Богородицы и святых по сердечным молитвам народа к Ним;

- самоотверженной любви к Богу, ближним и Отечеству;

- прекрасным храмам с чудотворными иконами, святыми мощами и колокольным звоном;

- почитанию Креста Христова и его животворящей силе;

- лучшим произведениям русской литературы и искусства, пропитанным православным духом и содержанием.

Такая особенная непобедимая духовная мощь была и есть у России.

Вся Россия стала полем Куликовым.
Ополчился ворог.
Быть нам иль не быть?
Но не слышно клича Дмитрия Донского,
Некому Отчизну нашу защитить.
И зовут к покаянью перед вражьим
мечом словоблуды,
И в князья норовят, кто в холопах
седины стяжах.
Да разыдется тьма! Умолчите, иуды!
Бог не в силе, а в правде, правда в верных сердцах.
На земле родимой - Родина в опале.
Разгулялась погань - и просвета нет.
Где ты, Старче Божий, Сергие Всехвальне?
Под твоей десницей каждый - Пересвет.
Так подымем хоругви, помолясь крепко Богу.
И за Веру, за Русь станем все, как один.
Нет ни Сергия нынче, ни князя Донского,
Только образ Пречистой, да Спас впереди.

Тяжелый путь выпал на долю Руси. Много скорбей претерпела она, прежде чем стать великим государством. Были ее беды и извне от нападения разных народов, которые хотели ее поработить; были беды и от внутренних неустройств и раздоров. Часто так трудно становилось русскому народу, что казалось - все погибало. Но Господь миловал Русь, приходящую к покаянию, и спасал ее Своею силою. И теперь спасемся покаянием через восстановление православной веры предков.

В том была крепость Руси, что она неизменно веровала в Бога, и если пред Ним грешила, то пред Ним и каялась. Множеством праведников благословил Он Русскую землю, и все они - ее заступники, ходатаи пред Богом. Эти святые учили народ труду, терпению, стойкости и покорности воле Божией.

Нет сегодня в России другой объединяющей, авторитетной, исторически проверенной духовной силы, кроме Русской Православной Церкви. Будем поддерживать, как можем, возрождение этой силы.

Самоукорение

НАМ необходимо укорять себя во всех обстоятельствах жизни; во время покоя и в пору испытаний, при заслуженных наказаниях и в период безвинных страданий. Тяжело, конечно, заниматься самоукорением, претерпевая какую-нибудь несправедливость, но не менее трудно укорять себя, когда хвалят наши мнимые или подлинные добродетели. Однако, победив гордость, можно с легкостью укорять себя даже тогда, когда нас возносят до небес.

Самоукорение приводит нас к смиренномудрию и вселяет в наши души мир при всех жизненных неурядицах. Духовная польза от самоукорения очевидна. Для приобретения этой добродетели мы должны постоянно вслух или мысленно, в зависимости от обстоятельств, осуждать себя при всех удобных для этого случаях. Вначале такое духовное деяние часто совершается почти механически, без соответствующего сердечного расположения. Однако со временем, если мы с усердием продолжим упражняться в осуждении самих себя, сердце соединится с умом и родит подлинное самоукорение, которое станет неотъемлемым качеством нашего характера.

Как обрести смиренномудрие

Считать себя более других грешными, недостойными и духовно слабыми.

Во всех случаях жизни не на словах, а на деле ставить себя ниже своих ближних и не искать никаких преимуществ перед ними.

Познавать собственные грехи и слабости и не обращать внимания на недостатки других людей.

В каждом человеке видеть прекрасное творение Божие.

Протоиерей Вячеслав Тулупов

Бог должен быть в душе

От Любови Слиски, первого заместителя председателя Государственной думы:

- В нашей семье было заведено так, что все верили, но никто не показывал это явно. И по сей день я убеждена, что Бог должен быть в душе, и ни перед кем не хочу заниматься показательными выступлениями. Конечно, меня нельзя назвать примерной христианкой: я не соблюдаю постов, ритуалов, не хожу в церковь на все службы, да и вообще немало грешу. Но мне кажется, что главное не это, а то, что у меня с юных лет в какие-то моменты жизни появляется потребность посетить храм. Нет, не в толпе, не в праздник, а просто так, тихо помолиться, поставить свечку. И после этого я чувствую себя очищенной. Я даже ставила свечку за нашу сборную по футболу, когда они играли с Японией, но не помогло. Видно, Бог меня не услышал.

Был и остаюсь атеистом

От Егора Лигачева, депутата Государственной думы:

- Я был, есть и остаюсь атеистом. Никогда не стану стоять в церкви со свечечкой в дрожащей руке, в отличие от многих политиков, которые, я уверен, не верят ни в какого Бога, а просто стараются привлечь к себе симпатии верующих, эксплуатируя их чувства.

Рос я в деревне, мать моя веровала, а вот отец был атеистом. И в этом нет ничего необыкновенного для наших мест: в Сибири всегда было особое отношение к религии, или, точнее, к церкви. До Октябрьской революции на всю Томскую область имелось всего три церкви. И большинство сибиряков, по сути, были неверующими: так уж сложилась жизнь, такая суровая природа, да и пришельцы, которые осваивали Сибирь - казаки, ссыльные, беглые, - были в большинстве людьми далекими от благостности. Но вместе с тем верующих никто не притеснял, никто не запрещал молиться, и при этом молиться, как считают нужным, - ведь в Сибирь ссылали и тех, кто отклонялся от традиционного православия. Это отношение сохранилось и при советской власти. За 17 с лишним лет моей работы секретарем Томского обкома партии не было никаких притеснений ни верующим, ни церкви. И можете поверить, когда решался вопрос о назначении на ответственную работу, никого не интересовало, верующий кандидат или нет. Имело значение лишь то, насколько он квалифицированный специалист и насколько предан Родине и народу. И на национальность никто не смотрел. А сейчас - смотрят.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно