Примерное время чтения: 9 минут
874

Эликсир вечной молодости

Мифы и реальность

ВОКРУГ долгожительства много мифов, развеянных временем. Вера рождает надежду, а надежда вселяет веру. Тоска человека по молодости, борьба с проявлениями дряхлости стара, как мир, и непреходяща.

Алхимически ориентированные врачи искали Lapis philosophorum - философский камень - магическое сердце алхимии, приписывая ему кроме способности превращения металлов в золото целебную силу, способность излечивать все болезни. "Красный лев", "магистериум", "великий эликсир", "панацея жизни", "красная тинктура" и прочие титулы, коими нарекли "философский камень" в темных алхимических манускриптах, - нечто большее, чем абсолютный катализатор. Ему приписывались чудесные свойства, сравнимые разве что с проявлением божественной мощи. Он был призван не только облагораживать или "излечивать" металлы - эманации планетных начал, но и служить универсальным лекарством. Его раствор, разведенный до концентрации так называемого aurum potabile - "золотого напитка", обеспечивал излечение всех хворей, полное омоложение и продление жизни на любой срок. Каждый таким образом мог обрести желанное долголетие, оживить мертвеца, проникнуть в сокровенные тайны натуры. Для этого нужно было лишь завладеть "магистериумом".

Фрайбургский профессор Дангейм в книге "Универсальная медицина" (1610) предлагал в качестве панацеи от всех болезней искусственное золото, полученное из свинца; д-р Арнольд из Виллановы советовал употреблять винный спирт, приготовленный путем перегонки красного вина, который он называл водой жизни (aqua vitae), и приготовление скипидара посредством перегонки с водой сосновой смолы.

В древности люди стремились использовать различные средства для увеличения сроков жизни - чеснок, смесь золота и ртути, корень мандрагоры, шпанские мушки и др., а также надеялись получить снадобье, способное излечить все болезни. В разные времена и у разных народов его называли панацеей, или териаком. Эта идея владела умами не одного поколения врачей, алхимиков и особенно больных. В XVI веке к таким всеисцеляющим средствам относили левую ногу черепахи, мочу ящерицы, испражнения слона, кровь, взятую из-под правого крыла белого голубя. В XIX веке ничего не изменилось: излюбленным средством был териак, состоявший из 60 ингредиентов. Туда входили опий, морской лук, змеиное мясо и другие порой ядовитые компоненты. Все они смешивались с медом и растворялись в большом количестве вина.

Развеянные иллюзии

В 1913 ГОДУ французский ученый А. Дастр писал: "Чтобы достигнуть конца отведенной нам долговечности, не следует рассчитывать ни на жизненный эликсир, ни на золото алхимиков, ни на камень бессмертия, который не помешал его изобретателю Парацельсу умереть на 58-м году жизни, ни на трансфузии, ни на небесную постель Граама, ни на герокомию царя Давида, ни на шарлатанов и ни на утешителей. Искусство продлить жизнь - это искусство не сократить ее".

С именем знаменитого французского физиолога и невропатолога Брoун-Секара связана история борьбы со старостью, которую правильно было бы привести как иллюстрацию силы самовнушения или как пример прекрасного и продуктивного самообмана.

С необычной быстротой по Европе разнеслась весть об удивительных веществах. Как это часто бывает с судьбой нового открытия, его значение на первых порах было сильно преувеличено. Началось паломничество, все хотели на себе испытать действие чудесного вещества. Популярность возрастала. Имя молодого ученого, нашедшего "жизненный эликсир", поймавшего неуловимую химеру средневековых алхимиков, стало известно не только на континенте, но и в Англии и Америке.

Брoун-Секар решал, в сущности, ту же задачу, что и Людовик XI. Удалив у собак и кроликов половые железы и тотчас же, пока они свежие, растерев в небольшом количестве воды, он затем фильтровал и впрыскивал себе под кожу бедра. По его расчетам раз в сутки требовалась инъекция одного кубического сантиметра этого экстракта. Само по себе впрыскивание было безболезненным. Но спустя некоторое время появлялась незначительная боль, которая через несколько минут проходила. Однако в течение последующего времени боли снова появлялись, и настолько мучительные, что он по совету физиолога и физика Д.Арсонваля несколько изменил способ изготовления экстракта. Новый способ предполагал умерщвление животных, после чего половые железы немедленно удалялись вместе с относящимися к ним органами. К измельченной кашице врач прибавлял столовую ложку глицерина. Через восемь часов - три столовые ложки дистиллированной воды, встряхивал смесь и фильтровал. В результате получалась совершенно прозрачная жидкость. Впоследствии, начиная с 1892 года, он стал пользоваться не дистиллированной, а прокипяченной морской водой, так как установил, что приготовленная таким образом жидкость вызывает самые незначительные боли.

В 1889 году Брoун-Секар доложил о проведенном на самом себе опыте Парижской Академии наук:

- 8 апреля мне исполнилось 72 года. Мое общее состояние, которое ранее было превосходным, в течение последних 10-12 лет изменилось: с годами оно постепенно, но весьма значительно ухудшилось. До того, как я начал делать себе впрыскивания, я был вынужден садиться уже после получасовой работы в лаборатории. Но даже если я работал сидя, то через три или четыре часа, а иногда уже через два часа был без сил. Когда я, проработав таким образом несколько часов в лаборатории, вечером приезжал домой, то (и это продолжалось уже несколько лет) был настолько утомлен, что вскоре после легкого обеда должен был ложиться в постель. Иногда я был обессилен настолько, что, несмотря на сильное желание спать, которое мне не давало даже прочитать газету, засыпал только через несколько часов. На второй и особенно на третий день после начала впрыскиваний все изменилось, и ко мне возвратились, по крайней мере, все те силы, какими я обладал много лет ранее. Научная работа в лаборатории в настоящее время очень мало утомляет меня. К большому удивлению ассистентки, я могу теперь часами работать стоя, не чувствуя потребности сесть. Бывают дни, когда я после трех- или четырехчасовой работы в лаборатории сижу после ужина более полутора часов над своими научными трудами, хотя я не делал этого в течение последних двадцати лет. Я теперь могу, не напрягаясь и не думая об этом, чуть ли не бегом подниматься и спускаться по лестнице, как делал до шестидесяти лет. На динамометре я установил несомненное увеличение своей мышечной силы. Так, после двух первых впрыскиваний сила мышц предплечья возросла на 6-7 килограммов сравнительно с прежним состоянием. У меня значительно улучшились также пищеварение и выделение шлаков, хотя количество и состав пищи, ежедневно принимаемой мной, не изменились. Умственный труд для меня теперь также значительно легче, чем был в течение ряда лет, и я в этом отношении наверстал все, утраченное мною.

В 1894 году этого замечательного ученого сразила смерть его третьей жены, к которой он был горячо привязан. "Не могу больше работать, кончено!" - жаловался он своим друзьям. Силы покинули его, и он угас в том же 1894 году, спустя четыре месяца после смерти жены.

Говоря научным языком, Брoун-Секар провел на себе первый опыт гормонотерапии, применения эндокринного препарата с лечебной целью. Когда этот доклад стал достоянием общественности, он вызвал необычайный интерес. Тем не менее методу Брoун-Секара не суждено было распространиться. Его сменили более прогрессивные методы, но и они не отменили закон природы. Таким образом, эта история скорее показывает силу самовнушения, чем указывает путь в бессмертие.

Природу не обойти

ЭКСТРАКТЫ и подсадка половых желез, предпринятая позднее, не повернули вспять старение организма. Временная стимуляция сменялась нарастающим увяданием. После неудачных попыток омолаживания пересадкой половых желез интерес к этой проблеме угас, и ученые вновь вернулись к ней уже в 50-60-х годах прошлого века. Новый этап связан с крупными успехами в изучении действия гормонов, их связи с нервными механизмами регуляции, с установлением их действия на глубинные процессы в клетках. Отдельные гормоны гипофиза, к примеру вазопрессин, окситоцин, могут увеличивать продолжительность жизни, хотя сдвиг при этом не очень велик. К тому же при старении изменяется не только концентрация гормонов в крови, но и реактивность к ним тканей. Вот почему введение гормонов может вызвать необычные нарушения в клетках и органах.

Близко к гормонам стоит вещество, надолго привлекшее к себе внимание не только исследователей, но и широкой общественности, - новокаин, прокаин или же, как его называют, геровитал. Сначала было заявлено о радикальном влиянии новокаина на стареющий организм, и вслед за этим появилось настораживающее сообщение Американской медицинской ассоциации о полной его неэффективности. Вместе с тем отмечались и отрицательные стороны - ухудшалось коронарное кровообращение, учащались аллергические реакции.

В 80-х годах прошлого века энергично заговорили об антиоксидантах. В ходе жизнедеятельности образуются свободные радикалы, повреждающие молекулы и клетки, способствующие развитию старения. Но наряду с этим существует система антиоксидантов, связывающая и обезвреживающая свободные радикалы. Было испытано влияние большого количества антиоксидантов на продолжительность жизни. Одни из них не изменяли ее длительности, другие вызывали выраженное увеличение как средней, так и максимальной продолжительности жизни, третьи приводили к отрицательным сдвигам в организме. Во многих исследованиях выявилось, что нет прямой связи между антиоксидантными свойствами препарата и его эффективностью.

Использование ингибиторов биосинтеза белка как геропротекторов привело к обнадеживающим результатам. Вместе с тем все перечисленные препараты и множество неназванных проверялись на дрозофилах и кроликах, поэтому использование этих средств на человеке требует величайшей осторожности и не обещает успеха.

Неверным следует считать широко распространенное представление о том, что если бы все люди старели физиологически, если бы болезни, неблагоприятные факторы, отрицательные влияния среды не приводили к преждевременному старению, то они доживали бы до 100-120 лет. Исследования показали, что нет ни одного фактора (место проживания, спорт, питание, витамины, уровень здоровья, вес, здоровый образ жизни и т. д.), который бы кардинально влиял на продолжительность жизни.

Долгожители есть как в районах с холодным, так и с теплым климатом, как в горах, так и на равнинах. Следует обратить внимание на интересный факт: далеко не все долгожители обладают крепким здоровьем, многие из них - люди довольно больные. Среди обследованных долгожителей на Украине только 44%, а в Абхазии 56% оказались практически здоровыми. Отмечено важное обстоятельство - характер изменения обмена и функций, соотношение отдельных их показателей неодинаково у всех долгожителей. Отсюда важный вывод - нет одного, общего для всего человечества биологического пути к достижению долголетия, а существуют разные функциональные типы долгожительства, обусловленные характером соотношения старения.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно