Примерное время чтения: 6 минут
285

Остались только светлые воспоминания

Геннадий ПУШКИН родился в 1921 году в Туле. Отец - слесарь-инструментальщик, мать - домохозяйка. Всего в семье было пятеро детей. Он - самый старший.

На тульский оружейный завод Гена пришел в 1937 году 16-летним пареньком. И вот уже без малого 67 лет трудится на родном предприятии.

Рабочая элита

Рассказывает дважды Герой Социалистического Труда Геннадий Александрович ПУШКИН:

- СПЕЦИАЛЬНОСТЬ у меня уникальная - лекальщик, калибры делаю. Тут много сообразительности нужно, головой надо думать. Мы, лекальщики, если можно так выразиться, - элита рабочая. Наверное, потому и на фронт не взяли. Когда я в военкомат пришел, сразу, только на документы взглянули, "марш на завод, ты там нужнее". Работать приходилось в прямом смысле слова день и ночь. Другие рабочие по 12 часов, а лекальщики - круглосуточно. И спали и ели на рабочем месте. Телогрейку под себя подстелил, на пару часов выключился и снова за работу.

А потом, когда немцы близко подошли к городу, погрузили станки, инструменты, полуфабрикаты на платформы и - в Оренбургскую область. Через 15 дней пути выгрузились в какой-то пустынной местности. Ноябрь, жуткий холод, отопления никакого... Но ничего, кое-как разместились: кто в землянках, кто в наспех сколоченных бараках, и на работу - выпускать оружие из полуфабрикатов, которые привезли из Тулы. Рабочих рук не хватало, стали обучать местных. И опять работали день и ночь.

Помню, один паренек все на фронт просился, а его не пускали - так он сам убежал. Поймали и дали восемь лет, а могли и расстрелять.

Памятник

В ПРОШЛОМ году ко мне подошел директор завода, кстати, тоже Пушкин, но не родственник - однофамилец, и говорит: "Мы тут решили тебе памятник поставить, не против?" Я отмахнулся: "Какой памятник, зачем? Вот помру, тогда на могиле поставите". "Тебе не надо - нам надо", - заявил тогда директор.

История эта корнями уходит в 1985 год, когда Геннадию Александровичу Пушкину было присвоено звание дважды Героя Социалистического Труда. Скульптор Арнольд Чернопятов, у которого был контракт с Министерством культуры на изготовление бюстов дважды Героев, сразу же приступил к работе... Увы, подоспела перестройка, в стране начало твориться черт-те что, и стало, как говорится, не до памятников. И о Пушкине, и о положенном ему по закону бюсте забыли, вплоть до осени прошлого года. А потом Народная партия, безуспешно баллотировавшаяся в Думу, придумала акцию: найти и прославить не очередную поп-звезду, а подлинно народного героя. Выбор пал на Геннадия Пушкина. Его кандидатуру одобрил сам Райков.

И вот он - памятник. Поставили. Прямо перед заводом, в сквере, рядом с дореволюционным памятником Петру 1.

На покой не собираюсь

ЧАСТО мне говорят: "Александрыч, тебе ж скоро девяносто, а ты все у станка. Неужели не надоело? Неужели не хочется на отдых: газеты в скверике читать, с внуками нянчиться?" А я вам честно скажу: для меня отдохнуть - это отправиться прямой дорогой на кладбище. Пока здоровье позволяет, буду работать. Причем работаю в полную силу. Никаких поблажек себе не даю. Работаю полный рабочий день, как полагается. А если вызывают по общественным делам, например на собрание ветеранов или выступить перед школьниками, обязательно возвращаюсь потом в цех и те часы, что отсутствовал, дорабатываю.

И на тепленькое местечко, каким-нибудь завхозом или кладовщиком, меня никогда не тянуло. Не надо мне этого. У меня очень интересная работа. А главное, чувствую, что я нужен. Технологи, конструкторы ко мне постоянно подходят: "Ген, прибор сделали, а он не работает. Подскажи, что тут не так".

Так что на покой не собираюсь.

Надо вывертываться

- В ПРОШЛОМ году, это еще до того, как мне памятник поставили, довелось встретиться с президентом нашим, когда он в Тулу приезжал. На встречу отобрали 18 человек, героев, высококвалифицированных специалистов. Перед началом встречи у меня кто-то из журналистов спросил: "О чем вы Владимира Владимировича попросите?" А я об этом даже и не думал. Правда, после журналистского вопроса закралась мыслишка: мне долгое время все никак квартиру не давали - кормили обещаниями. Ну и мелькнула мысль: а что, если сказать об этом президенту? А потом подумал: Путин к нам всего на полчаса, а я к нему с личной просьбой. Негоже так. И когда до меня дошла очередь, стал говорить президенту о проблемах завода, в частности о том, что не хватает молодежи, не хочет молодежь идти на завод работать. Он отвечает: а вы ее заинтересуйте, платите больше. Легко сказать: платите больше! А деньги откуда? Военные заказы сняли. Делаем охотничьи ружья да ширпотреб. Многие квалифицированные рабочие поувольнялись. А сбыт готовой продукции? Покупателей днем с огнем не найти. А новое оборудование? Нашим станкам уже по 40 лет...

"Вывертываться надо", - сказал мне Владимир Владимирович. А как вывертываться, не объяснил...

В моей жизни было много хорошего

ЛИЧНАЯ жизнь у меня сложилась удачно, хотя женился я последним: сначала всех младших братьев переженил, сестренку замуж выдал. Один брат уже на том свете, сестру тоже в прошлом году похоронил. Два брата на пенсии. С женой живем душа в душу уже много лет. Она тоже наша, заводская. Сначала работала в инструментальном цехе, потом окончила техникум, стала экономистом. Сейчас тоже на пенсии. Сын окончил политехнический институт и тоже вернулся на завод. Внучка в прошлом году окончила Московский университет - сама поехала, без всякого блата сдала экзамены, училась на "отлично"...

Ну, что еще сказать о своей жизни? Курить никогда не курил, выпить могу совсем немного и только в хорошей компании. Веду обычный образ жизни. По дому все делаю сам: и квартиру могу отремонтировать, и телевизор починить. Спортом не занимаюсь, но все время в движении, на месте не сижу.

Вообще в моей жизни было много хорошего. Один умный человек сказал: очень хорошая особенность человеческого ума - быстро забывать плохое. Да, были в жизни тяжелые моменты и даже очень тяжелые, но все плохое забылось. И остались только светлые воспоминания.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно