Примерное время чтения: 8 минут
126

Всего три буквы: ЖКХ

Разговоры о реформе ЖКХ уже всем порядком надоели, да и сама реформа больше похожа на издевательство над людьми! Качество услуг, оказываемых населению, не улучшается, а цены растут. Не могли бы вы разъяснить нам, простым читателям, кто управляет жилищно-коммунальной сферой, что в этом хозяйстве регулируется и кто здесь устанавливает цены и тарифы на услуги?
Семья Г о в о р о в ы х, Ульяновск

Кто и как устанавливает цены

ОТВЕТЫ на эти вопросы содержатся в Постановлении Правительства от 17 февраля 2004 года N 89 "Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства".

Напомним, что расходы простого гражданина на ЖКХ включают:

  • цены на услуги по содержанию и ремонту жилья;
  • цены на услуги по вывозу бытовых отходов и содержанию придомовой территории многоквартирных домов;
  • цены за наем государственного и муниципального жилья.

В этот список расходов входят и тарифы на коммунальные услуги:

  • по водоснабжению;
  • по водоотведению;
  • по централизованному отоплению;
  • по горячему водоснабжению;
  • на поставку твердого топлива;
  • по сетевому и сжиженному газоснабжению, поставке газа в баллонах;
  • по электроснабжению.

Тарифы и цены регулируются по-разному: на электрическую и тепловую энергию и газ - на уровне Российской Федерации, остальные устанавливаются на уровне регионов органами власти субъектов Федерации или местного самоуправления.

В каких случаях эти самые тарифы и цены начинают резко расти? Наше правительство и этот вопрос не оставляет без ответа: основанием для изменения цен и тарифов в сфере ЖКХ является увеличение расходов соответствующих организаций на осуществление их деятельности более чем на 5%.

Допустим, организация, занимающаяся вывозом мусора, запланировала потратить на это в следующем году не 10 миллионов рублей, а 10 миллионов 600 тысяч, то есть расходы ее увеличатся на 6%. Это станет достаточным основанием для повышения цен. Легко догадаться, что при существующей инфляции цены можно менять каждые три месяца, если не чаще.

Еще одним основанием для изменения цен и тарифов является изменение более чем на 5% суммы налогов и сборов, подлежащих уплате организациями ЖКХ: то есть, пожалуйста, меняйте Налоговый кодекс хоть каждый день, а с ним и тарифы и цены в сфере ЖКХ. Изощренности нашего законодателя можно только позавидовать. Дальше - хуже. Следующим основанием для изменения цен и тарифов служит (приводим дословно) "принятие организациями долгосрочных целевых программ производственного развития, технического перевооружения, которые необходимы для поддержания надежного и безаварийного функционирования объектов жилищно-коммунальной сферы, снижения производственных или иных расходов, а также для реализации согласованных в установленном порядке инвестиционных проектов". Логика очевидна: инфляция маленькая, налоговое законодательство не меняется, так мы введем долгосрочную целевую программу: ради поднятия цен - все что угодно.

Следующие поводы еще экзотичнее: изменение более чем на 10% ставки рефинансирования ЦБ и ставок коммерческих банков по долгосрочным кредитам; появление новых организаций, осуществляющих аналогичную деятельность; результаты проверки регулирующим органом или по его поручению хозяйственной деятельности организаций.

Никакими попытками ограничить наших коммунальщиков и не пахнет. Наоборот, создано как можно больше оснований для увеличения цен. Главное - потребитель не имеет возможности проконтролировать, действительно ли появилось основание для увеличения цен и тарифов.

Правда, в соответствии с Законом "Об основах федеральной жилищной политики" органы, осуществляющие регулирование цен и тарифов на продукцию организаций, оказывающих жилищные и коммунальные услуги, по запросам граждан (собственников и нанимателей жилых помещений) обязаны предоставлять информацию о полном составе затрат, относимых этими организациями на себестоимость указанной продукции, цены и тарифы на которую подлежат регулированию. Однако об этом своем праве граждане мало знают и еще меньше им пользуются. Так что единственным, за что можно уцепиться, остается обязательная публикация в 10-дневный срок решения об утверждении тарифов с указанием даты введения их в действие. Если такой публикации не было, то данное решение можно оспорить в суде.

Основанием для обращения в суд будет также обратная сила решения об установлении тарифов. В соответствии с Постановлением Правительства такое решение "обратной силы иметь не может".

Определенной гарантией прав потребителей должна послужить и независимая экспертиза - анализ обоснованности цен на услуги по содержанию и ремонту жилья, за наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги. Однако вряд ли вышеперечисленные меры позволят эффективно бороться с необоснованным повышением цен и тарифов в ЖКХ.

Не защитили потребителей и депутаты Государственной Думы, а именно от них зависела соответствующая формулировка Закона. Вместо установления четкого запрета в Законе "Об основах федеральной жилищной политики" на изменение цен и тарифов чаще, чем раз в год, законодатель сформулировал норму так: "Пересмотр или изменение цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений и тарифов на коммунальные услуги в жилых помещениях может осуществляться, как правило, не чаще одного раза в год". Формулировка, столь не характерная для законодательства, сводит на нет положение Закона. Что значит "как правило"? Кто это правило устанавливает и его придерживается? Так менять тарифы можно только раз в год или чаще? В соответствии с положением закона получается, что лучше менять цены раз в год, но можно - хоть каждый месяц.

Зачем нужно знать норму площади жилья?

РАНЬШЕ все было просто: все знали, что норму жилой площади устанавливает жилищный кодекс. Она и сейчас там указана - 12 м2 на человека. Однако Федеральный закон "Об основах федеральной жилищной политики" гласит, что социальная норма жилья определяется органами государственной власти субъектов, то есть теперь каждый регион устанавливает свою собственную норму жилья.

Каждый регион устанавливает собственную социальную норму площади жилья в зависимости "от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов".

При предоставлении субсидий для оплаты в расчет берется социальная норма жилья, а все, что сверх социальной нормы, оплачивается в соответствии с установленными тарифами и ценами вне зависимости от дохода семьи и без каких-либо субсидий. Единственное исключение составляет ситуация, когда дополнительная жилая площадь была предоставлена гражданину по состоянию здоровья, - тогда субсидии положены и на ее оплату.

Тарифы и цены на жилье и услуги ЖКХ в пределах социальной нормы жилья должны устанавливаться в соответствии со стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг, определяемыми правительством. Федеральный стандарт оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год установлен Постановлением Правительства от 25 августа 2003 года.

Постановление гласит, что федеральный стандарт предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 м2 общей площади жилья в месяц в среднем по Российской Федерации составляет 26,4 рубля.

Для каждого региона устанавливается свой стандарт. Так, в Москве в 2004 году он составляет 23,8 рубля, в Петербурге - 24,3. Самые высокие стандарты на Севере и Дальнем Востоке: Ямало-Ненецкий автономный округ - 72,7 рубля, Таймырский автономный округ - 86,6, Корякский и Чукотский автономные округа - 88,5. Эти стандарты необходимо знать прежде всего для расчета субсидий на оплату жилья.

А если не платить?

МНОГИЕ задаются вопросом: а что будет, если они откажутся платить столь высокую плату за жилье и услуги ЖКХ? В соответствии с изменениями, внесенными в законодательство в мае прошлого года, в случае, если оплата жилья по договору социального найма не осуществляется в течение шести месяцев, наниматель и проживающие с ним члены семьи подлежат выселению в судебном порядке с предоставлением им жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, в пределах норм площади общежития. Это правило относится не к собственникам, а только к нанимателям - то есть тем, кто живет в квартирах, принадлежащих муниципальным властям или государству.

Норма Закона сформулирована так, что ее можно легко обойти: если платить каждый месяц хотя бы 1 рубль, то "отсутствия оплаты" не будет, а будет всего лишь недоплата. А за недоплату Закон выселения не предусматривает.

И еще - мало кто знает, по каким условиям начисляется пеня при задержке оплаты жилья и коммунальных услуг. В соответствии с Законом размер пени не должен превышать одну трехсотую действующей на момент оплаты ставки рефинансирования Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки. Эта пеня начисляется начиная со следующего дня после установленного срока выплаты и по день фактического расчета включительно.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно