Примерное время чтения: 5 минут
434

Симон, посланник Богородицы

В последние годы мы все больше узнаем о православных святынях России. Между тем некоторые из них - по причинам, далеким от духовных, - остаются известными лишь знатокам православия. К их числу относятся и святые места, расположенные в Абхазии, - в первую очередь те, которые связаны с жизнью и деяниями одного из двенадцати Апостолов Христа - св. Симона Кананита (Зилота).

Сводный брат Иисуса

В ХРИСТИАНСКОЙ традиции земли, составляющие нынешнюю Абхазию, именуются Уделом Богородицы. Согласно церковному преданию, когда воскресший Иисус направил двенадцать Апостолов нести Благую Весть народам, которые они выбирали по жребию, Богородица хотела идти с ними. Однако Апостолы, оберегая Святую Мать, не пустили ее, но предложили участвовать в жребии, а потом избрать одного из них, чтобы он - сверх собственного жребия - отправился проповедовать вместо нее в земли, которые выпадут ей на долю. Она избрала Симона Кананита (Зилота), близкого ей по родству и духу, и кинула жребий. Так св. Симон Кананит (Зилот), закончив проповедь в Египте, Ливии и Британии, рука об руку со св. Апостолом Андреем Первозванным отправился в Ее удел: Абазгию, прекрасную страну Восточного Причерноморья, подлинный рай на земле, населенную храбрым и мудрым народом. Св. Андрей направился нести Слово Божие на Русь, а св. Симон Кананит (Зилот) до конца своих дней жил среди абазгов, стал их первым национальным святым, основателем одной из самых древних христианских общин на территории Российской империи.

Согласно некоторым церковным источникам, св. Апостол Симон был "сыном Обручника, братом Господа по родству" - то есть сводным братом Иисуса, одним из четырех сыновей св. Иосифа от первого брака. У св. Евангелистов Матфея и Марка он именуется Симон Кананит - то есть уроженец города Кана в Галилее. А св. Евангелист Лука называет его Зилотом - "ревнителем", что позволяет предположить: свое второе прозвание Симон получил за ревностное служение христианскому учению. По мнению ряда историков церкви, именно св. Симон был женихом на евангельской свадьбе в Кане Галилейской, где Христос сотворил свое первое чудо, обратив воду в вино.

"Капли апостольской крови"

МЕСТОМ своего жительства и служения в Абазгии Апостол избрал небольшой грот в ущелье бурной горной реки Псырдзха. Там св. Симон молился, проповедовал, принял мученическую кончину и был похоронен. Величественное каменное надгробие со святыми мощами под спудом сохранилось до наших дней. Как великую святыню почитают в Абхазии и гранитный валун на берегу Псырдзхи, на котором остался отпечаток апостольской стопы. А красные камешки, и сейчас находимые близ грота, именуются в народе "каплями апостольской крови".

Семена, посеянные Апостолом, не пропали: один за другим жители Абазгии обращаются в новую веру. Уже в IV веке христианство становится государственной религией в Абхазии, по всей ее территории строятся величественные православные храмы. В их числе воздвигнутый в Х веке неподалеку от святого грота и поныне действующий Храм св. Апостола Симона Кананита (Зилота). А после добровольного вхождения Абхазии в Российскую империю в 1810 году ее святые места становятся местом почитания и паломничества и для всех православных России. А Апостольский грот был освящен водосвятием, в нем поставлена икона св. Апостолов Андрея и Симона. Символом духовной близости русских и абхазских братьев по вере стало и прибытие в Абхазию в 1875 году группы монахов Пантелеймонова монастыря с горы Афон. Они просили Императора Александра III даровать им в этом святом месте землю для строительства русского Нового Афона: мужского Симоно-Кананитского монастыря. На церемонии его освящения в 1888 году присутствовал сам Император Александр III с Императрицей Марией Федоровной, в честь которых был отлит малый колокол. Последний русский Император Николай II, известный своим благочестием, также посещал знаменитую обитель с богатыми пожертвованиями.

Символ национальной духовности

В XX ВЕКЕ монастырь разделил печальную участь большинства христианских храмов: его превратили в турбазу, гнездо пьянства и порока. Тем знаменательней стала новая страница истории монастыря: во время грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. в его стенах расположился прифронтовой госпиталь. Глава Сухумо-Абхазской епархии о. Виссарион (Аплиаа) заново освятил все помещения, благословил врачей и сестер милосердия, нес слово утешения раненым, отпевал погибших. Богоугодная помощь страждущим в стенах Новоафонского монастыря стала для жителей Абхазии символом возрождения национальной духовности. Тому способствовали и чудеса: хотя грузинская артиллерия неустанно обстреливала монастырь - сияние его куполов на вершине горы позволяло легко прицелиться, - ни один снаряд не повредил святыню. Более того, однажды два снаряда упали прямо во внутренний двор монастыря - и не разорвались.

После окончания войны монастырь был передан Абхазской Православной Церкви. Его общину составили избравшие монашеский путь жители республики, почти все - молодые люди. Молод и о. Дорофей (Дбар) - ректор открытой при монастыре Духовной семинарии. Двери монастыря всегда открыты для паломников, поток которых растет из года в год.

***

23 МАЯ (10 МАЯ по старому стилю), когда православные христиане празднуют память Святого Апостола Симона Кананита (Зилота), в Новом Афоне при большом стечении верующих проводятся торжественные церковные празднества. И в каждом храме Абхазии в этот день возносят особую хвалу благовестнику и просветителю своей родины, ибо помнят завет Господа: "где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" (Мат. 18, 20).

Автор благодарит за помощь в подготовке материала отца Никона (Белавенец), духовника Российского монархического движения "За Веру и Отечество".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно