aif.ru counter
851

Удивление - путь к познанию

Статья из газеты: АиФ Долгожитель № 3-04 16/02/2007

Как сказал Альберт Эйнштейн, наука - это способ исследовать мир, получая от этого удовольствие. Но, к сожалению, школ, в которых интересно учиться, слишком мало. На уроках естествознания детям приходится усваивать больше новых слов, чем на уроках иностранного языка. Учебники едва ли не зануднее словарей. В результате большинство детей приходят к убеждению, что учеба - это сплошная скукотища...

Как сказал Альберт Эйнштейн, наука - это способ исследовать мир, получая от этого удовольствие. Но, к сожалению, школ, в которых интересно учиться, слишком мало. На уроках естествознания детям приходится усваивать больше новых слов, чем на уроках иностранного языка. Учебники едва ли не зануднее словарей. В результате большинство детей приходят к убеждению, что учеба - это сплошная скукотища...

Как не убить интерес

НО ВЕДЬ пока детки маленькие, им все интересно, они - прирожденные исследователи. Постижение окружающего мира заложено в их инстинктах, мы, взрослые, буквально не успеваем угнаться за их "как? что? почему?". Но вспомните, что вы делаете в ответ на детские вопросы. Разве вы проявляете искренний интерес? Разве готовы часами ползать на коленках, пытаясь выяснить, почему и куда идет муравей, как работают крылья бабочки, что ест лягушка? Как правило, взрослые, вместо того чтобы проявлять любознательность вместе с ребенком, отделываются дежурными фразами. Порой вялым "Да, дорогой? Как интересно...", а порой и возмущенным воплем: "Брось немедленно эту гадость!"

Но попробуйте только хоть на один денечек проявить искренний интерес к тому, что так нужно и важно вашему маленькому человечку, и посмотрите на мир его глазами. Ваша жизнь неузнаваемо изменится!

Вот далеко не полный список вопросов, заданных одним юным почемучкой за неполный час общения.

- Из чего получаются слезы?

- Где паучки берут нитки для паутин?

- Я что, просто мешок с кровью? Где бы я ни порезался, везде появляется кровь.

- Почему, когда кузнечик ест траву, у него живот не болит, а я поел - и болит?

Да, знать ответы на все вопросы невозможно, но если у вас есть желание найти их, полдела уже сделано. Началось сотрудничество с маленьким исследователем мира, и вы уже не в положении цербера, охраняющего чистоту его парадных штанов, а в положении сотрудника, сомыслителя. Вы можете искать ответ вместе.

Иногда ребенок начинает экспериментировать без вас. Одна мать увидела, как ее четырехлетняя дочь бросает яйца на кухонный пол. "Эти мячики не прыгают", - сообщила малышка. В таких случаях спасает лишь чувство юмора...

Вопросы - лучше ответов!

ОБЩАЯСЬ с юным исследователем мира, не приводите голые факты - рассказывайте истории. Даже если вы знаете ответ на его вопрос, удержитесь от соблазна ответить сразу, чтобы не исключить возможности обсуждения, не укрепить мнения, скорее всего, принесенного ребенком из школы, что наука - это лишь набор фактов в головах взрослых. А ведь нет науки без объяснений. Один молодой человек лет 10-11 наблюдал, как его папа считает на калькуляторе.

- По какой книге ты будешь проверять ответы? - спросил он.

- Ни в одной книге нет ответа на задачу, над которой я работаю, - объяснил папа. - Я сам должен найти ответы.

- А тебе потом начальник на работе скажет, правильные ли они?

- Нет, я покажу свои результаты другим ученым, мы их обсудим.

- Но ведь потом какой-нибудь самый главный ученый подтвердит, что вы правы? - настаивал он.

- Боюсь, что нет.

- Какая у вас неправильная работа... - сочувственно вздохнул сын.

Опыт учебы в школе, где ему менторским тоном преподносят готовые истины, уже научил беднягу, что весь мир состоит из правильных и неправильных ответов.

Лучший способ ответить на вопрос ребенка - начать составлять такое объяснение вместе с ним. Если он спрашивает, почему ночью темно, попробуйте ответить так: "Давай подумаем, в чем разница между ночью и днем". Если он заинтересуется, где живут пчелы, скажите: "Давай последим за ними - может быть, мы увидим, куда они летят". Всегда будьте готовы ответить: "Попробуем разобраться".

И не торопите ребенка, дайте ему время подумать. Взрослые всегда хотят получить ответ немедленно. Исследования трех последних десятилетий показали, что обычно они ждут ответа на свой вопрос не более секунды. Ребенку этого мало. Если же дать ему подумать три секунды и больше, ответы становятся более логичными, полными и оригинальными.

Излишняя торопливость зачастую гонит взрослых "впереди паровоза" - заставляет их самих отвечать на собственные вопросы. Сдержитесь, не подсказывайте. Дайте маленькому человеку решить проблему. Если он ответит неверно, будьте терпеливы. Помогите, побеседуйте на наводящие темы. И следите за тем, что говорите. Втянув ребенка в научную дискуссию, не торопитесь сказать "правильно" или "молодец". Так можно поощрять хорошее поведение, но если вы что-то обсуждаете, краткая похвала может быть воспринята ребенком как сигнал к окончанию разговора. Лучше скажите: "Это интересная мысль" или "Мне это и в голову не приходило". Либо подкиньте еще вопрос или идею.

Не погоняйте, не говорите: "Думай, думай!" Это бессмысленно: дети все время думают и без вашего напоминания. Более того, понукания могут лишить разговор непосредственности и доверительности, перевести его в форму некоего экзамена, теста на сообразительность. Ребенок постарается угадать, какого ответа вы ожидаете, и ответить как можно короче, чтобы вам было не к чему придраться.

Старайтесь не задавать вопросов, начинающихся с "почему". Для большинства детей они связаны с недовольством их поведением: "Почему у тебя в комнате такой беспорядок?", "Почему ты не можешь вести себя как следует?". Вместо "почему" попробуйте: "Как получается, что..."

Следите и за тем, как говорит ребенок. Вопросительная интонация в конце его ответа означает, что он уже не обдумывает проблему, а пытается угадать "правильный" ответ.

Старайтесь побольше показать, ведь жизненные впечатления откладываются глубже, чем то, что ребенок может узнать из книг или телепередач. Дайте ему посмотреть на его пальцы через увеличительное стекло, и он поймет, зачем нужно мыть руки перед едой. Вместо того чтобы рассказывать про плесень, вырастите ее на куске хлеба. Не объясняйте, что вода испаряется, а поставьте кастрюлю на огонь и дайте ему посмотреть, как снижается уровень выкипающей жидкости.

Научный музей - замечательный источник практических знаний. Там масса всяких наглядных пособий, которые помогут понять мир в самых разных его проявлениях. И не устраивайте гонку по музею - быстрей-быстрей, от стенда к стенду... Вы пришли сюда не затем, чтобы выполнить план посещения, а чтобы было интересно. И если маленький человечек застрял у какого-то стенда, очарованный тем, что видит, - пусть стоит сколько душе угодно. Значит, именно это ему сейчас интереснее всего.

Наука из подручных материалов

ПОВСЕДНЕВНЫЕ игры часто преподносят захватывающие уроки. Так, запуская змея, дети могут узнать очень много о физике и механике.

Вы можете сами сделать змея из фанеры, бумаги и шпагата. С ним дети получат первый урок причинно-следственной связи в науке. Они увидят, как меняются направление и сила ветра на разных высотах, как влияют аэродинамические свойства на высоту полета. Змей - уже сам по себе награда: чем больше вы его совершенствуете, тем выше и красивее он летает. "Инструментом науки" может стать что угодно: выращивайте цветы - и дети будут наблюдать действие воды и солнечного света, постройте из кубиков миниатюрный небоскреб, чтобы определить, какие конструкции наиболее устойчивы. Конструкторы вообще отлично развивают техническую мысль. Прекрасно, если у игрушки есть движущиеся части. Еще лучше, если ее можно разбирать и собирать.

Проявляйте любознательность вместе с детьми, и вы дадите им бесценные знания, которые простираются далеко за пределы науки. Они поймут, почему стоит добиваться своего и экспериментировать, несмотря на трудности. Они поймут также, что учатся не только в школе, что учение - это не скучная обязанность. Оно может и должно приносить удовольствие! Ведь дети - прирожденные исследователи, и дело взрослых - не дать их интересу угаснуть!

Смотрите также:

Актуальные вопросы

  1. Из-за чего госпитализировали Януковича?
  2. За что вас могут заблокировать в соцсетях?
  3. Правда ли, что коты боятся огурцов?