aif.ru counter
477

Пенсионер - не иждивенец

Статья из газеты: АиФ Долгожитель № 5-06 16/03/2007

Сколько денег нужно российским пенсионерам для достойного существования и откуда государству их взять? Об этом разговор нашего корреспондента Марины МАМОНЫ с директором Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ), доктором экономических наук, профессором Вячеславом БОБКОВЫМ.

Сколько денег нужно российским пенсионерам для достойного существования и откуда государству их взять? Об этом разговор нашего корреспондента Марины МАМОНЫ с директором Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ), доктором экономических наук, профессором Вячеславом БОБКОВЫМ.

- Вячеслав Николаевич, по каким критериям вы оцениваете уровень жизни российских пенсионеров?

- Сегодня основным, а зачастую и единственным доходом пожилого россиянина является пенсия. Для нас важна не столько абсолютная сумма в рублях, сколько покупательная способность пенсии (ПС) - то есть количество наборов товаров и услуг, входящих в прожиточный минимум пенсионера (ПМ), которое можно купить на пенсию. Проще говоря, больше она или меньше прожиточного минимума. По этому критерию мы и проводим анализ. Так, сегодня покупательная способность средней трудовой пенсии по старости, которую получают более 29 миллионов человек, лишь немного превышает прожиточный минимум (2500 рублей в месяц). Пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца и социальные пенсии вообще ниже этого норматива. По оценкам ВЦУЖа, от 15 до 19 миллионов россиян получают пенсии, которые недотягивают до прожиточного минимума, среди них 10-14 миллионов тех, кто живет на трудовые пенсии по старости.

Наиболее низкий уровень покупательной способности трудовых пенсий по старости зафиксирован нами в Мурманской области - 0,75 (по отношению к ПМ), ненамного больше показатели в Камчатской, Амурской областях, Эвенкийском, Корякском, Таймырском АО, Еврейской автономной области, Приморском и Хабаровском краях. Наиболее высокий - в Алтайском крае (1,41), близки к этой планке показатели в республиках Марий Эл, Калмыкия, Мордовия, Башкортостан, в Липецкой, Кемеровской, Белгородской, Оренбургской, Волгоградской областях (данные на 2006 год по экспертным оценкам ВЦУЖа).

В прошлом году вместе со Счетной палатой мы провели большое исследование о совокупных доходах пенсионеров во всех регионах России. Оказалось, что роль ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) и иных мер социальной поддержки сильно преувеличена. На самом же деле удельный вес выплат и субсидий в большинстве регионов является незначительным по отношению к трудовой пенсии по старости и составляет не более четверти ее. То есть суеты вокруг льготополучателей много, а положение их от этого намного лучше не становится. Постоянная нехватка денег обрекает пожилых людей на жизнь, полную унижений. А ведь если разобраться, то пенсионер в отличие от ребенка не иждивенец, он заработал свою пенсию многолетним трудом, но ее размер автоматически сталкивает получателя в малоимущий слой.

- Почему старики вынуждены бедствовать?

- Невысокий уровень пенсий определяется прежде всего низкой заработной платой в нашей стране. Отчисления в государственный и негосударственные пенсионные фонды не соответствуют ни требованиям времени, ни общепризнанным мировым стандартам. Пока у нас будет такая зарплата, трудовые пенсии по старости и другие страховые выплаты в большинстве своем останутся нищенскими. К сожалению, в настоящее время кардинальной реформы заработной платы правительством не предусмотрено. А это должна быть главная реформа, от которой зависят возможности работающих достойно обеспечивать свои семьи, помогать родителям, а также размеры социальных выплат и пенсионерам, и многим другим категориям их получателей.

Однако уже сейчас можно попытаться подтянуть пенсии хотя бы к прожиточному минимуму, если усовершенствовать пенсионную систему. Как известно, в России существуют два вида пенсий - социальные и трудовые. Первые выплачиваются независимо от того, работал человек или нет. Это государственные гарантии перед пожилыми гражданами, которые не могут уже сами себя обеспечивать. А вот трудовые пенсии основаны на страховых принципах. Пока ты трудоспособен, работодатель перечисляет за тебя деньги в Пенсионный фонд, страхует на тот период, когда работать уже не сможешь. От общей суммы перечисленных средств, от возраста и так называемого коэффициента дожития зависит, сколько будет получать пожилой человек, выйдя на заслуженный отдых. Как видим, социальные и трудовые пенсии базируются на разных принципах. Соответственно и аккумулироваться финансовые средства должны в разных фондах. У нас же все смешано в одном котле. Давно пора освободить Пенсионный фонд от несвойственных ему выплат. Это позволит сбалансировать его бюджет и увеличить страховые пенсии. Для социальных выплат, в том числе и базовой части трудовых пенсий, а также всевозможных пособий, целесообразно создать Фонд государственных гарантий. Причем свои гарантии государство должно выплачивать не за счет взносов граждан, а за счет средств от приватизации, акцизов, Стабилизационного фонда... А усилия Пенсионного фонда направить на реализацию исключительно страховых принципов в обязательной пенсионной системе.

К сожалению, к этим доводам правительство не прислушивается. Чиновники равнодушны к проблемам "простых смертных" и потому, что сами живут по другим пенсионным правилам. А это в корне неверно. Как и то, что деятельность министерств у нас разрозненна, не направлена на конечный результат - повышение уровня и качества жизни людей. Новые положения и законы никак не согласовываются между собой, никто не отслеживает, как повлияют различные решения на незащищенные слои населения. К примеру, дали старикам прибавку к пенсии и в это же время повысили тарифы на телефонную связь и жилищно-коммунальные платежи. Вот и получается, что одной рукой государство дает, а другой забирает.

- Возвращаясь к разговору о низком уровне жизни пенсионеров... Как определить ту черту, жизнь за которой уже никак нельзя назвать достойной?

- Сегодня у нас к бедным относят тех, чьи среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного минимума. И если исходить, как это делает Росстат, только из уровня денежных доходов, то в 2006 году бедняков в России было примерно 14%. Но с учетом плохих жилищных условий, изменить которые граждане не могут, численность самого нижнего класса, как показали наши исследования, составляет около 42%. Это более 50 миллионов человек. Плохие жилищные условия мы определяем по двум критериям. Первый, когда на одного человека приходится меньше жилой площади, чем предусмотрено учетной нормой, действующей в регионе. Второй критерий - плохое благоустройство жилища (отсутствие либо электричества, либо канализации, либо холодной воды, либо системы отопления...). Результат - около 40% россиян живут именно в неприемлемых, унизительных и вредных условиях! Причем многие из них без перспективы на улучшение. А бывает и наоборот, квартира нормальная, но почти вся пенсия человека уходит на оплату коммунальных услуг. Вот почему, если смотреть только на доходы, ситуация по стране терпима, а с учетом жилищных проблем о масштабах бедности этого сказать нельзя.

- Известно, что специалисты ВЦУЖа в своих исследованиях отталкиваются не только от понятия "прожиточный минимум пенсионера", но и от так называемого "восстановительного потребительского бюджета пенсионера". Что это такое?

- Прожиточный минимум - это урезанный минимальный потребительский бюджет. А восстановительный потребительский бюджет позволяет на минимально необходимом уровне удовлетворять основные потребности пенсионера в питании и приобретении более широкого набора (и с более приемлемыми сроками службы) непродовольственных товаров и платных услуг. Его состав шире прожиточного минимума и обеспечивает простое воспроизводство человека или семьи. Восстановительный - то есть тот, который отражает все самые необходимые потребности пенсионера с учетом состояния его организма и специфических проблем людей старшего возраста. Ведь у пожилого человека слабое здоровье, а значит, нужны лекарства; если он живет отдельно от детей, ему нужно периодически их навещать, а это расходы на транспорт; добавьте к этому потребность в отдыхе - поход в театр, на концерт... У государства же другой подход: 50% от ПМ идет на питание, а остальные 50% - в основном на непродовольственные товары и жилищно-коммунальные услуги. Правда, потребление части пенсионеров обеспечивается дополнительно за счет ежемесячных денежных и иных видов выплат, например дополнительного лекарственного обеспечения. Но оно (или деньги вместо него) полагается далеко не всем пенсионерам.

Когда мы сформировали нормативно восстановительную потребительскую корзину и подсчитали восстановительный потребительский бюджет для пенсионера, то обнаружили, что он получился в 2,5-3 раза больше официального прожиточного минимума для пенсионеров. Именно восстановительный потребительский бюджет и должен лежать в основе государственных гарантий пенсионерам и обеспечиваться совокупными выплатами и прежде всего трудовыми пенсиями и другими государственными денежными выплатами.

Смотрите также:


Актуальные вопросы

  1. Ждать ли летом повторения торфяных пожаров 2010 года?
  2. Когда выйдет новая книга Джорджа Мартина «Ветра зимы»?
  3. Кто сможет навещать больных в реанимации?