1179

Все выше, и выше, и выше...

Статья из газеты: АиФ Долгожитель № 11-12 15/06/2007

Завоевать рекорд дальности полета в 20-30-е годы ХХ века стремились самые развитые в научном и техническом отношении страны. Между собой соперничали Франция, Англия, США, Италия, Германия. В 1937 г. экипаж советских летчиков-испытателей преодолел на самолете АНТ-25 маршрут Москва - Северный полюс - США протяженностью 10 148 км. Нынешним летом мы отмечаем семидесятилетие этого эпохального события.

Завоевать рекорд дальности полета в 20-30-е годы ХХ века стремились самые развитые в научном и техническом отношении страны. Между собой соперничали Франция, Англия, США, Италия, Германия. В 1931 г. рекорд завоевали пилоты США - 8065 км. В 1932 г. он перешел к Англии - 8544 км. Затем французы Кодос и Росси превысили это достижение, пролетев без посадки 9104,7 км. Но в 1937 г. эти великие достижения с большим запасом превзошел экипаж советских летчиков-испытателей, преодолев на самолете АНТ-25 маршрут Москва - Северный полюс - США протяженностью 10 148 км. Нынешним летом мы отмечаем семидесятилетие этого эпохального события.

Мечта о рекорде

В НАЧАЛЕ 30-х годов полеты на дальность, безусловно, имели прежде всего политическое значение, являлись демонстрацией силы и мощи авиации государства. Тот факт, что наша молодая, бурно развивающаяся авиация смогла не просто принять участие, но и победить в этом международном соревновании, для многих на Западе оказалось полной неожиданностью. Это был "звоночек" для тамошних политиков - Советской России палец в рот не клади! Ибо абсолютно прав был нарком обороны молодого советского государства К. Е. Ворошилов, когда сказал: "Кто силен в воздухе, тот в наше время вообще силен".

В 20-х годах XX века авиация не являлась для человечества просто видом транспорта, как сейчас, а была скорее техническим доказательством того, что человек - венец природы, ему покоряется все, даже воздушные просторы. Авиаторы того времени - сплошь яркие романтики, мечтатели. Перед ними преклонялись, посмотреть на них - покорителей неба - собирались толпы людей во всех городах мира. Авиаконструкторы постоянно совершенствовали свои пока еще довольно примитивные самолеты. С каждым нововведением они приобретали новые свойства. Но если предел устойчивости самолета в воздухе можно было проверить и в условиях домашнего аэродрома, то максимальная дальность полета требовала максимального размаха!

Дальность по прямой вычислялась как кратчайшее расстояние между точками взлета и посадки, без учета отклонений от курса и количества предпосадочных кругов. Ее подсчет велся по контрольным отметкам - вымпелам, сброшенным с самолета.

В конце 1931 г. советское правительство приняло решение о создании самолета, способного преодолевать большие расстояния. Взялся за реализацию идеи знаменитый авиаконструктор А. Туполев. Он создал самолет со значительно удлиненным крылом, большой емкостью бензобаков и большой грузоподъемностью. Под руководством А. Туполева и с участием П. Сухого, а также профессора В. П. Ветчинкина в ЦАГИ был построен самолет АНТ-25, на котором в сентябре 1934 г. экипаж М. Громова установил мировой рекорд дальности беспосадочного полета по замкнутому кругу, за что ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Планировали через Сахару, а вышло над Северным полюсом

ПОСЛЕ первых испытаний начали подготовку полета на дальность по прямой. Наиболее перспективным казался маршрут, который проходил над пустыней Сахара, пересекал Атлантику и заканчивался в Южной Америке, то есть давал возможность пройти максимальное расстояние.

Между тем для Советской страны все острее становились вопросы авиационного освоения севера. Труднодоступность и обширность территорий, находящихся за полярным кругом, были настоящим вызовом для летчиков. В августе 1935 г. Герой Советского Союза, полярный летчик С. А. Леваневский, второй пилот Г. Ф. Байдуков и штурман В. И. Левченко предприняли попытку перелета на самолете АНТ-25 по маршруту Москва - Северный полюс - Сан-Франциско. Но их постигла неудача - неисправность в маслопроводе заставила вернуться назад. Леваневский разуверился в возможности трансатлантического перелета на одномоторном самолете. Второй пилот Г. Ф. Байдуков верил в надежность конструкции и двигателя самолета АНТ-25. Он и увлек идеей перелета через Северный полюс в США В. П. Чкалова.

Поэтому к 1937 г., когда новый самолет решили испытывать по двум различным маршрутам - южному и северному, окончательно сформировались два экипажа. В. П. Чкалов, Г. Ф. Байдуков и штурман А. В. Беляков летели на север. Они уже попробовали возможности этого направления - летом 1936 г. успешно выполнили тренировочный полет Москва - Камчатка. Миновав арктические просторы и Якутию, самолет оказался над Охотским морем, достиг Петропавловска-Камчатского. Экипаж сбросил над ним вымпел. Задание было выполнено, но запас бензина позволял лететь дальше. И Чкалов направил самолет к материку. Однако крайне неблагоприятные условия - штормовая погода с низкой облачностью и дождем - вынудили экипаж приземлиться на маленьком острове Удд. Это было 22 июля 1936 года. А утром 24 июля на остров была доставлена правительственная телеграмма, в которой говорилось о том, что в стране Советов появились еще три Героя Советского Союза...

Ну а южный маршрут тем временем прорабатывали не менее отважные и известные летчики - командир экипажа М. Громов, второй пилот А. Юмашев и штурман С. Данилин. Уже выясняли метеорологические условия полета над Африкой, Атлантикой и Южной Америкой, закупили нужные карты и даже кроки (специальные летные чертежи) аэродромов и посадочных площадок по предполагаемому маршруту над Африкой. Был намечен срок вылета. Но одна из стран Южной Америки, не имевшая с Советским Союзом дипломатических отношений, отказалась дать разрешение на пролет над ее территорией. И тогда Громов попросил правительство разрешить ему перелет через Северный полюс в Америку для завоевания рекорда дальности...

Лед и скорость

САМОЛЕТЫ того времени не могли лететь на большой высоте, чтобы, как это делают современные лайнеры, миновать циклоны выше облаков. Им приходилось или пробивать облака в слепом полете с риском обледенения, или обходить, делая порою крюк в сотню километров, напрасно теряя запас горючего. Поэтому одной из главных трудностей полетов считалось преодоление районов плохой погоды.

Полет через полюс вообще задача очень сложная. Неблагоприятная метеорологическая обстановка, постоянные циклоны над Северным Ледовитым океаном - все это серьезные препятствия к тому, чтобы выдерживать график полета по скорости и высоте. Экипаж Чкалова поднялся в воздух 18 июня 1937 г. Немало неприятных минут доставили поломки и сбои в работе двигателя: то текло масло из трубки маслопровода, то замерзала вода в системе охлаждения. Но самым опасным было обледенение самолета - его крыльев и винта. Это грозило катастрофой. Чтобы избежать обледенения, приходилось подниматься над облаками на высоту 4000 - 6000 метров. На хрупкой негерметизированной машине, задыхаясь от недостатка воздуха и замерзая, они час за часом боролись с небом. К концу пути, израсходовав практически весь запас кислорода и топлива, затратив много времени и сил на обход циклонов, летчики выбрались в район северо-запада Америки. В намеченный пункт, Сан-Франциско, долететь не удалось, однако 20 июня после 63 часов изматывающего полета самолет АНТ-25 приземлился на аэродроме Баракс в городе Ванкувер, пролетев по прямой 8504 км.

Американский народ организовал советским летчикам торжественную встречу. Героический экипаж был принят президентом США Франклином Рузвельтом. Начались пресс-конференции, доклады, знакомство с Америкой. Ванкувер, Портленд, Сан-Франциско, Чикаго, Вашингтон, Нью-Йорк - вот путь почета героических советских летчиков.

В зале нью-йоркского отеля "Уолдорф-Астория" Клуб исследователей и Русско-американский институт культуры устроили в честь русских авиаторов прием. На нем В. П. Чкалов сказал: "Примите от ста семидесяти миллионов советских людей привет и дружбу, которую мы вам принесли на своих крыльях".

Это был триумф не только Чкалова и двух его соратников по перелету, но и всей советской авиации. Всему миру был продемонстрирован возросший уровень советской техники. Была проложена новая трасса, наикратчайшим путем соединявшая два континента. И, что самое главное, - было положено начало взаимопониманию между советским и американским народами. За осуществление этого перелета В. П. Чкалов и члены его экипажа были награждены орденами Красного Знамени.

Экипажу Чкалова не удалось долететь до первоначально намеченной цели - Сан-Франциско. Был установлен национальный рекорд дальности полета по прямой, но мировой рекорд устоял. Преодолеть его было суждено стартовавшему вслед за Чкаловым экипажу М. Громова. 12 июля 1937 г. летчики отправились в полет по тому же маршруту, что и Чкалов, но им удалось преодолеть практически за то же время (62 часа 17 минут) значительно большее расстояние - 11 500 километров, а по прямой - 10 148 километров. Учитывая опыт Чкалова, экипаж Громова взял в полет втрое больший запас кислорода и антиобледенительной жидкости для воздушного винта.

И мировой рекорд дальности был побит!

За этот перелет Громов, поскольку он уже имел звание Героя Советского Союза, был награжден орденом Красного Знамени, а Юмашев и Данилин - орденами Ленина с присвоением звания Героев Советского Союза.

Смотрите также:

Актуальные вопросы

  1. Должны ли воюющие в Сирии страны сообщать друг другу о грядущих ударах?
  2. Что представляют собой подлодки класса «Лада»?
  3. Кто такая Виталина Цымбалюк-Романовская?