Примерное время чтения: 12 минут
9803

Тайны Новодевичьего кладбища (часть 1)

В 1524 году московский князь Василий III в память об освобождении от польско-литовских захватчиков и присоединении Смоленска к Российскому государству основал на западе Москвы, в Лужниках, прямо на дороге, ведущей в Смоленск, а далее - в Литву, Новодевичий женский монастырь. Он стал одним из звеньев оборонительного кольца московских обителей-сторожей.

Из истории монастыря

В 1922 году монастырь закрыли, вместо него появился Музей раскрепощения женщин, а потом - Историко-бытовой и художественный музей "Новодевичий монастырь". В настоящее время памятник старины вновь стал действующим. На его территории покоятся поэт Алексей Плещеев, создатель сиротского приюта Николай Рукавишников, ученый Сергей Соловьев и его сын - философ Владимир Соловьев, историк граф Уваров, командующий Юго-Западным фронтом с 1916 года генерал Брусилов, отец Александра Герцена, директор Департамента главного управления духовных дел иностранных исповеданий - Александр Тургенев, сыгравший не последнюю роль в судьбе Пушкина... А три года назад одной из последних здесь была похоронена первая настоятельница монастыря матушка Серафима.

К началу XX века территория монастырского некрополя была полностью заполнена, и в 1889 году ее впервые расширили - за южной стеной монастыря появилось кладбище, официально открытое в 1904 году, а после Октябрьской революции названное в народе "Новодевичье". Кладбище курировал Хамовнический райсовет, и оно постепенно превратилось в место погребения рядовых москвичей. Но уже спустя 10 лет по решению ВЦИК привилегией покоиться здесь пользовались лишь "лица с общественным положением" - актеры и писатели, военные и ученые, адвокаты и политработники. Кладбище вновь стало элитарным, и быть похороненным на нем каждый считал за честь. В 30-е годы, в период яростного уничтожения монастырских некрополей, на Новодевичье кладбище перенесли останки и памятники ряда выдающихся деятелей культуры, науки, военачальников. В середине 50-х кладбище расширили еще дальше к югу - образовалась Новая территория, а после очередного расширения в конце 70-х - и Новейшая. Теперь площадь кладбища составляет более 7,5 га, на которых нашли свой последний приют тела 26 000 погребенных. Могилы большинства из них украшают надгробия, имеющие высокую художественную ценность, - работы скульпторов Шадра, Андреева, Коненкова, Мухиной, Меркурова, Аникушина, Вучетича, Кербеля.

Старая территория

У ЖИТЕЛЕЙ близлежащих домов очень популярна мистическая история о женщине, которая отпросилась с работы, чтобы навестить могилу близкого родственника на Новодевичьем кладбище. Пока она покупала цветы и ехала через всю Москву, сгустились сумерки. Она, показав документ, пошла на могилу... и заблудилась. Ей навстречу попался гражданин. Она спросила у него дорогу. Он объяснил, но путано. Она попросила его проводить ее к могиле: "Уже темновато, а я покойников боюсь". Он любезно повел ее по дорожкам и тупикам и вдруг, через плечо, спросил: "А вы не сможете мне объяснить, почему люди нас боятся?"

- Люди сочиняют эти истории от неведения, - рассказывает профессиональный кладбищенский экскурсовод (!) Александр Яковлев. - Раньше под кладбища выделялось особое место, которое обязательно освящалось, огораживалось, а в заборе делалась калитка для живых людей (ворота издавна предназначались только для выноса покойников). А выдающиеся деятели СССР, будучи атеистами, похоронены не внутри территории Новодевичьего монастыря, а рядом, на не освященном церковью участке. Однако и мистики у нас хватает...

Как известно, частые продолжительные обмороки вызывали у Гоголя в его болезненном сознании страх быть принятым за умершего и оказаться заживо погребенным. Он просил похоронить его только при наличии явных признаков разложения, появления которых никто, разумеется, дожидаться не стал. Позже появились рассказы о якобы поврежденной, исцарапанной обшивке крышки гроба, о неестественном, как бы скрюченном положении скелета и слухи о том, что писателя похоронили живым, он очнулся в гробу, под землей, в отчаянии пытался выбраться и погиб от смертельного страха и удушья. Однако эти слухи были опровергнуты скульптором Аникушиным, который рассказал, что при изготовлении посмертной маски специальным раствором заливается все лицо, и, если даже человек был в летаргическом сне, он задохнется. Крышка гроба под воздействием времени и тяжести земли прогибается, и череп может самопроизвольно развернуться в другую сторону.

Однако мистика действительно имеет отношение к останкам великого писателя, и одна такая тайна не раскрыта до сих пор. В 1931 году в Москве переносили останки знаменитых россиян вместе с гранитными саркофагами (в том числе Хомякова и Языкова) из некрополя Свято-Даниловского монастыря, где был образован приемник для несовершеннолетних правонарушителей, на Новодевичье кладбище. При вскрытии гроба Н. В. Гоголя выяснилось, что череп автора "Мертвых душ" отсутствует! "Могилу Гоголя вскрывали почти целый день, - вспоминал в своем труде "Перенесение праха Гоголя" участник перезахоронения писатель Владимир Лидин (ныне он покоится с Гоголем по соседству). - Она оказалась на значительно большей глубине, чем обычные захоронения... Начав ее раскапывать, наткнулись на кирпичный склеп необычной прочности, но замурованного отверстия в нем не обнаружили; тогда стали раскапывать в поперечном направлении с таким расчетом, чтобы раскопка приходилась на восток. К вечеру был обнаружен боковой придел склепа, через который в основной склеп в свое время был вдвинут гроб. Работа по вскрытию склепа затянулась. Начались сумерки, когда могила была наконец вскрыта. Верхние доски гроба прогнили, но боковые с сохранившейся фольгой, металлическими углами, ручками и частично уцелевшим голубовато-лиловым позументом были целы. Черепа в гробу не оказалось. Правда, при начале вскрытия могилы, на малой глубине, значительно выше склепа с замурованным гробом, был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежащим молодому человеку... А останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже белье с костяными пуговицами; на ногах были башмаки на высоких каблуках, приблизительно 4 - 5 сантиметров, это дает основание предполагать, что Гоголь был невысокого роста. На следующее утро останки были перевезены на простой телеге, под дождем на кладбище Новодевичьего монастыря, где и преданы земле...".

Кому и зачем понадобился череп Гоголя? По одной из версий, череп драматурга был выкраден по заказу фаната русского театра, основателя ныне действующего театрального музея, купца Алексея Александровича Бахрушина, в коллекции которого, по слухам, уже хранился череп артиста Щепкина. В 1909 году при установке памятника Гоголю на Пречистенском бульваре в Москве (в честь 100-летия со дня рождения великого писателя) производилась реставрация его могилы, и Бахрушин якобы подбил на это кощунство двух сторожей монастырского некрополя. Однако официального подтверждения эта версия так и не получила, как, впрочем, и слухи о том, что писатели, присутствовавшие при перезахоронении праха Гоголя, взяли на память по "сувениру": Владимир Лидин - кусок сюртука (в качестве закладки для домашнего томика "Мертвых душ"), Всеволод Иванов - обломок ребра писателя, Малышкин - фольгу из гроба, а директор кладбища, комсомолец Аракчеев якобы присвоил себе башмаки, снятые с трупа.

Похороненный напротив Антон Павлович Чехов скончался от туберкулеза 2 (15) июля 1904 года в немецком курортном городе Баден-Вейлере. В Москву тело перевезли в вагоне, предназначенном для транспортировки устриц, спустя несколько дней и похоронили рядом с могилой его отца Павла Георгиевича. Позднее здесь же похоронили жену писателя - актрису МХАТа, Ольгу Леонардовну Книппер-Чехову. Точно соответствующий, по мнению реставраторов, росту писателя памятник (работа архитектора Брыловского) венчают 3 копья (одни исследователи считают, что это символ "Трех сестер", другие отождествляют копья с тремя столпами жизни - Вера, Надежда, Любовь, присущими Чехову). У подножия памятника сохранилась скандинавская метка - древнее графическое изображение христианского креста...

Скульптор Вера Мухина (она же автор "Рабочего и колхозницы"), а также ее супруг хирург Замков тоже похоронены на Старой территории кладбища. На памятнике Замкова - надпись: "Я отдал людям все". Когда умерла Мухина, ученица Веры Ильиничны - Зелинская написала на ее памятнике:"...И я тоже".

Чуть дальше - знаменитая "мхатовская аллея". Здесь покоятся старейшины театрального искусства, многие из которых уже давно забыты. За одними могилами следят творческие союзы, за другими - оставшиеся в живых родственники. По постановлению правительства Москвы, выпущенному в 1995 г., могилы должны убирать только родственники. А что делать, если таковых не имеется? Могила известного режиссера-сказочника Птушко давно находится в неприглядном виде. Меж тем у кинематографистов хватает средств на проведение многочисленных форумов, в то время как разовая стоимость уборки могилы стоит всего 100 руб., а полное восстановление - 1400. Именно над такими заброшенными могилами добровольно взял шефство актер театра "Современник" Авангард Леонтьев. Почти каждую неделю он приходит навестить ставшие ему родными погосты. На многих из них благодаря этому человеку уже появились скромные гранитные плиты, три из которых (в том числе на могиле одного из создателей МХАТа - непрофессионального актера Александра Артема) финансово поддержал Олег Табаков.

На похоронах Юрия Никулина было очень много артистов, людей, которые лично знали его, а огромную толпу почитателей его таланта отсекла охрана еще при входе на кладбище. В композиции памятника запечатлена и любимица Никулина - первая собака породы ризеншнауцер, которую артист привез в СССР из-за рубежа. После каждого дня рождения артиста 19 декабря могила буквально утопает в цветах! Любят сюда захаживать и иностранцы, а вот к "соседу" Борису Брунову часто приходит жена и близкая родня...

- Разговаривать об умерших родственниках здесь не принято. Если, конечно, сами гости не разговорятся, - рассказывает экскурсовод Александр Яковлев. - Тут как-то ко мне женщина подошла и спрашивает: "А вы папу моего помните?" Я ей: "Нет, простите..." Оказалось, что я физически не мог его помнить - это один из 26 бакинских комиссаров, погибших в годы гражданской войны...

Вандалы на "аллее Аллилуевых"

ПО ИРОНИИ судьбы на Новодевичьем кладбище покоятся рядом палачи и их жертвы. Здесь похоронены сотни тех, кто прошел все круги гулаговского ада, тюрьмы и лагеря - главный маршал авиации Новиков, маршал артиллерии Яковлев, академики Тарле, Туполев, Ландау, врачи Зеленин, Коган, Виноградов, Юдин, артисты Русланова, Дикий, поэты Заболоцкий, Смеляков. И здесь же лежат те, кто выполнял волю вождей. Например, соратник Сталина Лазарь Каганович. Разрешение покоиться на Новодевичьем ему должны были подписать автоматически, так как партстаж покойного перевалил за 50 лет, но к моменту своей смерти он лишился партбилета, проиграв в 1957 году схватку за власть вместе с Молотовым и Маленковым. Дочь покойного в своем письме к властям не стала перечислять все регалии отца, лишь попросила разрешения похоронить пожилого человека в одной могиле с его женой.

Каждый, кто впервые посещает Новодевичье кладбище, непременно приходит на могилу жены Сталина - Надежды Аллилуевой. Над последнем приютом этой женщины, унесшей с собой в могилу тайну рокового выстрела, возвышается памятник с не менее трагичной судьбой. Бюст Аллилуевой скульптор Шадр сделал из итальянского белого мрамора, сильно подверженного воздействиям непогоды. Чтобы сохранить подлинник, его приобрела для своей коллекции Третьяковская галерея, а для надгробия заказали копию скульптору Цигалю. В середине 70-х какой-то вандал "уронил" памятник, отбил у статуи кусочек носа, а с постамента исчезли две чугунные розы... Памятник реставрировали и поместили в пластиковый куб, как шутят местные жители, "пуленепробиваемый" (После этого, единственного на Новодевичьем, акта вандализма вход на кладбище перестал быть свободным. Теперь сюда приходят лишь те, кто имеет на руках удостоверение о родственном захоронении. Для всех прочих предусмотрены ежедневные экскурсии за дополнительную мзду - 100 рублей. - Прим. авт.).

Говорят, после похорон Надежды Аллилуевой на ее могилу по ночам часто приезжал "поплакать" и сам Сталин. Сподвижники вождя, боясь огласки этой его "слабости", а также вероятных покушений на жизнь отца народов, даже выгнали из собственной мастерской, располагавшейся в колокольне Новодевичьего монастыря, известного художника Владимира Татлина, автора модели "Летатлин". Лишь в 1953 году художник возвратился на старую половину кладбища - уже навсегда...

Не зарастает тропа и к могиле Хрущева. Памятник со временем покрылся патиной - специальной пленкой. Скульптор Эрнст Неизвестный при помощи черно-белого цвета и ломаных линий хотел подчеркнуть сложность и неоднозначность натуры покойного. Сейчас могилу навещают дочь Никиты Сергеевича Рада и внук-тезка.

Не менее посещаема могила Василия Шукшина. Памятник скульпторы Елагина и Жутовский выполнили в виде куба (вечности) и проходящей сквозь него стрелы без наконечника - символ оборвавшейся жизни. Сначала тело хотели захоронить на родине писателя в Сибири, мать требовала останки сына перевезти в село Сростки, Моссовет выделил место на Введенском кладбище, но еще целая плеяда известных людей - Михалков, Шолохов, Кобзон, Фурцева, Косыгин настаивали на Новодевичьем... И наконец свой вердикт в пользу Новодевичьего вынес Леонид Брежнев, находящийся в тот момент в ГДР: "Я очень люблю "Калину красную" и "Печки-лавочки". Похоронить Шукшина следует на Новодевичьем".

Еще одна достопримечательность кладбища - единственный уцелевший склеп - могила старшего брата композитора Петра Чайковского, инженера-путейца Николая Ильича.

Рядом покоятся знаменитый дрессировщик Дуров и его дочь Анна Владимировна Дурова-Садовская, которая до своей кончины была художественным руководителем "уголку зверей". Клоуна Дурова скульптор Шадр изобразил в расцвете сил вместе с его напарницей обезьянкой Нюшей. Это один из самых крупных памятников (1940).

Напротив - могила выдающегося скрипача, единственного советского музыканта, кто удостоился великой чести играть на скрипке Паганини, Леонида Когана с памятником в виде скрипичного ключа работы Юрия Орехова. Могилу часто навещает сын.

Продолжение читайте в следующем номере

Оцените материал

Также вам может быть интересно